Перевод главы из книги Свами Рама "Йога и психотерапия".
Природа-это комплекс взаимозависимых структур: растения получают питание от земли, а животные питаются ими. Они сосуществуют в цикле обмена энергией, включающем поступление углекислого газа и кислорода. Сезонные изменения основаны на движении земли вокруг солнца, а на течение приливов и отливов в физиологии влияют циклы Луны. Весь природный мир состоит из взаимодополняющих паттернов биологической активности, которые движутся в гармонии. Животные существуют в этой сложной матрице и инстинктивно движутся таким образом, чтобы следовать её совокупному образу. Они едины с природой.
Но у них мало свободы выбора. Их поведение жестко определяется требованиями окружающей среды. Например, их реакции на угрозы или стимулы размножения запрограммированы. Существует мало гибкости или способности предвидеть и планировать. Хотя животные движутся в гармонии с природой и составляют неотъемлемую часть ткани, являющейся прекрасным порядком природы, они также подвержены жестокой стороне закона джунглей. Животное убивает и ест, так же и его убивают и едят. Здесь нет никакой безопасности. Животное, живущее в дикой природе, должно быть постоянно настороже к возможной опасности и готово реагировать своими ограниченными возможностями. Его успешные действия в сохранении, передаются будущим поколениям и становятся частью их основной природы. Например, определенные сигналы запускают защитные паттерны, которые разворачиваются автоматически. Если они хорошо послужат ему, он выживет. Если нет, он умрет. Таким образом, реакция на опасность становится неотъемлемой частью аппаратного обеспечения “биокомпьютера" животного.
Способность животного к обучению ограничена, а его осведомленность об альтернативных решениях ничтожно мала. Одним словом, у него мало осознанности, и его выживание зависит не от знания и понимания, а от тех врожденных паттернов действий, которые служат для регулирования поведения и интеграции его в природе. Это “автоматические механизмы выживания”, над которыми животное не имеет никакого контроля.
Это особенно верно для низших животных. Нервная система лягушки, например, устроена таким образом, что, когда темное пятно размером примерно с муху перемещается по ее зрительному полю, её язык сразу же вылетает наружу. Это произойдет совершенно автоматически, так как этот способ реагирования встроен в его “компьютерное оборудование".” Это не та вещь, которая может быть обучаемой или не обучаемой. Тут нет никакой гибкости. У высших животных ситуация несколько иная. Автоматические или инстинктивные механизмы вступают в действие только тогда, когда давление потребностей достигает определенного уровня. Например, самец птицы реагирует на силуэт самки, начиная свой брачный танец, когда его потребность в размножении не удовлетворяется в течение некоторого времени. Однако, если он изолирован от самки своего вида, побуждение становится сильнее, и стимул, необходимый для запуска реакции, менее специфичен. В конце концов он отреагирует на любое подобие другой птицы, начав свой брачный танец. Если он будет изолирован достаточно долго, исследователи даже обнаружили, что этот паттерн поведения может быть вызван простым взмахом руки!
В случае млекопитающих инстинктивное побуждение становится менее важным для организации поведения и все чаще служит только экстренной мерой. Поведение в значительной степени определяется привычками—усвоенными паттернами реагирования, которые являются полуавтоматическими, но могут быть изменены. Биокомпьютер больше, имеет большую емкость и способен программироваться различными способами. Его реакция может быть изменена. Он может быть восстановлен, в отличие от жестко установленной механической реакции, которая должна появиться у низших животных. Привычки действуют с несколько более высокого уровня организации, чтобы управлять поведением и заменять инстинкты. Благодаря этим менее автоматизированным механизмам животное приобретает повышенную гибкость реагирования.
В человеке есть не только способность к разнообразному программированию обусловленности или привычек, но и существуют уровни функционирования, которые могут создавать или изменять используемую программу. Он может судить, какие привычки больше всего соответствуют его целям, и создавать их в себе. Тем не менее, под всей этой сложной способностью и более высокими уровнями сознания сохраняются наиболее базовые механизмы автоматического выживания, такие как механизмы, связанные со страхом или размножением, которые присутствуют у животных на протяжении всей эволюционной иерархии.