Гораздо чаще, чем с описанием работы эльфов, мы встречаемся с её результатами:
«Хлеб, кажется, на столе был – но какой! Будь Пиппин на пороге голодной смерти и предложи ему кто белого ситного мякиша – и тот не показался бы вкуснее. А фрукты! Сладкие, как дикая малина. И на диво сочные – куда сочнее, чем обычные садовые плоды! А питье? Он только пригубил благоухающей влаги, холодной, как вода из родника, золотой, как летний полдень, – и уже не мог оторваться, пока не осушил чашу до дна.
Ну а Сэм и вовсе не смог бы подыскать никаких слов. <…> Самое вразумительное, что он мог потом сказать, это: „Ну, сударь, если б у меня выросли такие яблоки, я был бы настоящий садовник!<….> “»
(с) Властелин Колец, перевод М. Каменкович и В. Каррика.
Откуда же брались эльфийские хлеб, фрукты и напитки? Некоторый свет на это проливают лишь тексты, опубликованные в «Истории Средиземья».
Вступив во владения эльфов Нарготронда, Турин со спутником (позднее известным как Гвиндор) видят пашни, поля и сады (хотя и опустевшие):
И вот вышли они в край возделанный.
Цветущими рощами и полями тучными
Проходили они – но жителей не видели.
Опустели луга и лужайки у Нарога,
Пашни ухоженные, лесом окаймленные,
Меж рекой и горами. Лежали брошенные
На грядах мотыги, и лестницы неприбранные
В высокой траве садов изобильных.
(с) История Средиземья. Том III. Стр. 67. Перевод А. Хромовой.
В другом месте рассказывается об эльфийках-хлеборобах:
«Так, зерно сие имело в себе силу жизни Амана, кою могло отдать тем, что имели нужду и право вкушать хлеб. Будучи высеяно в любое время года, кроме лишь морозной зимы, вскоре прорастало оно и росло быстро <…> В остальном же нуждалось оно лишь в малой толике солнечного света, чтобы созреть; ибо поднималось быстро и умножалось силой любого света, падавшего на него.
Эльдар растили его в хранимых землях и на залитых солнцем полянах; и собирали его огромные золотые колосья, по одному, руками, и не касались его металлическим острием. Подобным же образом и белые стебли его вырывались из земли, и сплетались в соломенные корзины, дабы хранить в них зерна: ни червь какой, ни зверь точащий не коснулся бы той блестящей соломы, и гниль, и плесень, и другие беды Средиземья не нападали на нее.
От колоса до запечатывания не было дозволено никому касаться зерна сего, кроме лишь эльфийских жен, что звались Yavannildi (или, на языке синдар, Ivonwin), девы Йаванны; и искусство приготовлять лембас, коему научились они от Валар, было средь них тайной, и так и осталось навек».
(с) История Средиземья. Том XII. Стр. 404. Перевод с сайта «Арда-на-Куличках».
Описание в черновиках пребывания Братства в Лотлориэне дарит нам некоторые бытовые подробности.
«Только Фродо и Эльфийский Камень <т.е. Арагорн – примечание переводчика> много времени проводили среди эльфов. Они наблюдали, как те трудятся, свивая верёвки из серебряного волокна или коры маллорна, занимаются [?украшением] стрел, вышивают и работают по дереву]».
Кристофер Толкин обращает внимание, что присутствующий в опубликованном «Властелине колец» фрагмент об интересе Сэма к изготовлению верёвок на этом этапе полностью отсутствовал.
«Любопытная деталь в описании лебединой лодки была впоследствии убрана: «Два эльфа, одетых в белое, управляли ей с помощью чёрных вёсел, так хитро сделанных, что их лопасти загибались назад, как лапы у лебедя, в то же время толкая её по воде вперёд». Возможно, что мой отец видел в этом слишком много «изощрённости», что в этом факте слишком много изобретательного плотницкого искусства. <…>
«Каждому члену Компании они выдали по серому плащу с капюшоном, сделанному в соответствии с его ростом из лёгкого, но тёплого шёлкового материала, который использовали галадрим.
– Не вплетено волшебство в эти плащи, – сказали они, – но они должны хорошо вам послужить. Их легко носить, а при необходимости они достаточно тёплые или, в свою очередь, достаточно прохладные…»
(с) История Средиземья. Том VII. Стр. 251, 272, 280-281.
Итак, эльфы были не только воинами и кузнецами, ювелирами и правителями, музыкантами и сказителями. Эльфы-садоводы и эльфы-хлеборобы, эльфы-кулинары, эльфы-ткачи и эльфы-плотники остались за рамками основного повествования, но память об их трудах сохранилась в веках.
Автор статьи - Константин Пирожков. Публикация статьи на Дзене одобрена автором. Оригинальный материал - здесь.
Вступайте в группу ВКонтакте - самый масштабный информационный ресурс о мифологии Толкина в СНГ!