Найти тему
Тёмная Эстетика

Диссонансный метал, история несуществующего жанра

Оглавление

Трудно в это поверить, но в наше время, когда все жанры, поджанры и поджанры поджанров музыки уже давно классифицированы, расписаны, и разложены по полочкам, до сих пор существует ряд тёмных пятен – официально несуществующие жанры и звучания, которым вполне бы не помешал какой либо общепризнанный термин и хорошо задокументированная история явления. Одним из таких явлений является так называемый "диссонансный метал" или "атональщина" и, наиболее на слуху версия данного термина – "диссонансный дэт метал". В этой статье дэт металом я ограничиваться не буду, а попробую копнуть поглубже, обозначив примерную историю данного явления. Ну и не забываете, что данная тема – это вам не про какой нибудь там хэви или блэк метал писать, где всё уже расписано бесконечное количество раз, данная статья собрана из личного опыта и, как следствие, несёт ограничения личного кругозора.

Дальние исторические корни

Когда дело заходит до споров в духе "кто был первый, отцовство и т.д." я иногда люблю пошутить на тему того, что первые были дикари с бубнами, всё пошло от них и раньше них ничего не было. Так, в данном случае подобная шутка намного уместнее чем обычно. У меня нет музыкального образования и я не являюсь музыкантом, но придётся всё же немного заглянуть в музыкальную теорию: гармоничную и дисгармоничную музыку или, более академически правильно – консонанс и диссонанс. Если вплести в это историю, то получается такая картина: исторически в Европе всегда в почете была гармоничная музыка. Такая музыка как правило легко ложиться на слух и обычно имеет приятное звучание. Нельзя сказать, что дисгармоничной музыки не было в Европе, она определённо была, но в целом, обычно не была в почете и звание хорошей музыки традиционно доставалось той музыке, что была легкодоступна и "благозвучна", даже не смотря на то, что в классической академической музыке было не мало сложных структур. В противовес Европе, в Африке народная музыка во многом основывалась на дисгармоничной структуре музыки и, в дальнейшем, проникновение и закрепление в диссонанса в западную музыку напрямую связано с влиянием африканских музыкальных традиций.

Так уж получилось, что использование дисгармонии и нестандартных музыкальных размеров намертво закрепилось за джазом. В особенности это относится к фри-джазу (иногда его ещё называют атональным джазом), где в основе музыки лежит импровизация на ходу. К рок и метал музыке импровизация практически неприменима, но вот остальные джазовые фишки проникали в рок музыку на протяжении далеко не одного десятилетия. Рок музыка появилась в середине 50-ых в лице рок'н'ролла. Не смотря на то, что рок музыка тогда считалась "тяжелой", особенно когда изобрели гитарный дисторшн, она всегда оставалась линейной и гармоничной. Впервые это слегка пошатнулось в самом конце 60-ых/начале 70-ых, когда появился прогрессивный рок. Слегка, поскольку прог рок всё равно оставался преимущественно очень легко звучащей музыкой, но, помимо общей экспериментальности, в рок музыку прокрались нестандартные музыкальные размеры и структуры песен (вместо куплет-припев), а так же редкие диссонансные мелодии, что стало первым кирпичом в фундаменте будущего диссонансного метала. Следующим шагом развития в данном направлении стало появление поджанра прогрессивного рока – мат-рок (от слова математический) где-то в поздние 80-ые. Однако, к поздним 80-ым уже и метал делал свои первые шаги в ту сторону.

Первые шаги в становлении явления

Похоже, что истоки данного явления уходят к канадской группе Voivod и её гитаристу Дэни Д’Амуру. Стартовав как speed/thrash metal группа, Voivod стали понемногу тяготеть к прогрессивному металу и стали не только первопроходцами подобных техник игры, но и при этом не имели никакой связи с джазом. Впервые подобный стиль игры у них появился где-то в 1987/8 году. Другой важной группой были американцы Atheist, с которых началось формирование таких поджанров как техникал дэт метал и прогрессив дэт метал. Они как раз таки занимались тем, что активно протаскивали в метал элементы фри-джаза. Благодаря Atheist и ряду других групп, вскоре началось активное становление этих двух поджанров, да и прогрессивный дэт метал 90-ых это в принципе вполне себе самостоятельное, легкоузнаваемое понятие. Подобно Atheist, другие тех/прог дэт метал группы тоже были сильно связаны с джазом. В это же время появилась наиболее влиятельная группа за всю историю этой диссонансной тематики – шведы Meshuggah. К своей фирменной формуле они пришли не сходу, а широкую популярность получили ещё позже, но революционный подход прослеживался уже на дебютнике. В это же время стартовала другая крайне важная группа – Gorguts, но тогда они ещё играли обычный дэт метал.

Если ненадолго забыть про метал и вспомнить про рок, то невозможно обойти стороной одну из самых первых песен в жанре прогрессивного рока – 21st Century Schizoid Man с альбома "In The Court Of The Crimson King" 1969 года. Тогда ещё даже хард рока то считай не было, а важный элемент фундамента для некоторых метал групп уже был заложен.

Первый шаг в сторону диссонансного подхода, 1988 год. Кстати, у Voivod есть кавэр на 21st Century Schizoid Man, даже два.

Первый шаг со стороны их американских коллег, 1989 год.

1991 год, уже на дебютнике Meshuggah предоставляют материал который идёт жестко в разрез с традиционным гармоничным подходом для европейской и западной музыкальной культуры.

Хотя весьма косвенно, но грув метал тоже частично сыграл свою роль в раннем становлении диссонанщины. Например Pantera, 1990 год.

Первая манифестация диссонанщины в экстрим метале - Gorguts

Наиболее революционной вещью за всё существование диссонанщины стал альбом канадцев Gorguts "Obscura" 1998 года. Даже для того времени, это был альбом бросающий вызов всем нормам и правилам, а уж если вспомнить, что активная работа над ним началась ещё в 1993 году, то это вообще поразительно. Музыканты поставили перед собой цель написать метал-альбом на котором было бы запрещено использовать стандартные для метала мелодии и ритмы, типа тремоло, сканк-битов и т.д. В конечном итоге, на альбоме было крайне много бласт-битов, что всё же типично для метала, но их там было многократно больше чем в те годы было принято, а струнные инструменты действительно ломали все установленные правила. Но вот в чем "Obscura" по настоящему была сверх революционна и вызывающе, так это звук и то, как были настроены инструменты – все всяких преувеличений, до "Obscura" в метале ничего даже отдалённо похожего не существовало. "Obscura" использовал некоторые джазовые влияния, но помимо этого, Люк, поющий гитарист и бессмертный лидер Gorguts, так же является композитором классической академической музыки. В 1998 году альбом вызвал нешуточный переполох, но сильно популярным не стал. Более того, у группы были большие проблемы с привлечением лейбла, приходилось ждать годами. Тем не менее, позже, в нулевые, диссонанщина-горгатсщина нашла своего сравнительно широкого слушателя, подобное звучание стало развиваться в разных направлениях.

Если говорить о дэт метале, то тут я не могу пройти мимо новозеландцев Ulcerate и американцев Gigan – две группы, которые достойно развили идею и при этом обладают своим уникальным лицом, ни с кем не спутаешь.

2017 год, альбом "Undulating Waves Of Rainbiotic Iridescence".

2020 год, альбом "Stare Into Death And Be Still".

По совпадению, 1998 год это так же год когда Meshuggah выпустили свой третий альбом "Chaosphere". Нельзя сказать, что там было что-то революционно новое, но именно "Chaosphere" считается тем альбомом который окончательно сформирован мат-метал.

Meshuggah, появление и рассвет мат-метала и джента

Стартовав как обычная трэш метал группа и фанаты Metallica, шведы Meshuggah очень быстро стали менять и усложнять свою музыку. Как и многие другие группы из этой статьи, Meshuggah перетаскивали определённые фишки из джаза в метал, но в отличии от других групп, они тяготели к более механически точному звучанию, а так же к перегруженным гитарам. Дебютник "Contradictions Collapse" 1991 года был революционен, но из-за нехватки рекламы о нём практически никто не знал. По настоящему впервые они о себе заявили в 1995 году на втором альбоме "Destroy Erase Improve", тогда же и появился термин джент, характеризующий их стиль игры на гитаре. В прочем, тогда всем на это было относительно всё равно, по настоящему в обиход этот термин вошел только через лет 10 или даже позже. Альбом который окончательно сформировал абсолютно на все 100% кристаллизованный стиль Meshuggah это их четвёртый альбом "Nothing" 2002 года. Тогда же они перешли вначале на 7-струнные, а затем и на 8-струнные гитары. Тем временем, в США появились Periphery, которые стали использовать джент в более металкорном звучании, с чего и началась популярность джента среди массового слушателя. Но к обсуждаемой здесь теме это уже имеет второстепенное отношение, поскольку данный процесс запустил джент, который продвинутый металкор и с прог. метальностью Meshuggah может уже быть не связан от слова совсем. Хотя всё равно стоит выделить ещё одну важную группу – Animals As Leaders, инструментальный математический метал без американского металкора, но и без прямого заимствования стилистики Meshuggah (и элементов джаза у них настолько много, что их нередко причисляют к джаз фьюжн). Примерно в те же годы у Meshuggah вышел шестой альбом, который закрепил их в мировом метал-мейнстриме – "obZen" 2008 года.

Песня с пока что наиболее нового их альбома, "Violent Sleep Of Reason" 2016 года. Заодно посмотрите каким шикарным барабанщиком они обладают. Специально выбрал песню которую обычно обходят стороной.

У Animals As Leaders тоже пока что последний альбом был в 2016 году, "The Madness Of Many". Подобно видео Meshuggah, решил выбрать видос с барабанщиком на не слишком широко известную песню.

Очень интересная молодая группа из Швеции, пока что с одним единственным альбомом 2018 года.

Отдельной строкой можно выделить явление маткора. Унаследовав от хардкора/металкора примитивность, некую грязность, изрядную истеричность и дикую нервозность, маткор стал своего рода фастфудом диссонансного метала. И как любой фастфуд, он нашел достаточно большую популярность у любителей продукта сомнительного качества, но лёгкой доступности (немного тролль). В принципе, маткор во многом может напоминать мат-метал, но только со всеми минусами -кор музыки. Лично я пока что не нашел интересных представителей внутри данного направления, хотя не исключаю, что они есть.

Portal, влияние австралийской сцены

Совсем другого типа революцией стала музыка австралийцев Portal, в основе которой можно усмотреть развитие стилистики Gorguts. Выпустив в 2003 году свой дебютник "Seepia" пути назад уже не было – никто никогда раньше не играл настолько грязный и шумный блэк/дэт, причем он был не просто шумный, но и технически сложным. Помимо этого, группа так же запоминалась специфическим жутким имиджем. Portal оказали огромнейшее влияние на метал-андеграунд, в частности на дэт и блэк/дэт метал группы, которые пытались звучать настолько же мрачно и шумно, но все они забывали про технику и необычные мелодии, поэтому серьёзных конкурентов у Portal очень долгое время не было. Всё изменилось с появлением канадцев Mitochondrion, которые играли в похожем ключе, но с меньшей ставкой на шумность и с большей ставкой на специфичность звучания и мелодий. Их дебютник "Archaeaeon" вышел в 2008 году, но альбом который поставил их на карту мирового андерграунда это "Parasignosis" 2011 года и пока что последний их полноформат. Mitochondrion пытаются закончить работу над своим третьим альбомом и опубликовать его ещё с 2018 года, но что-то постоянно их задерживает. Как не трудно догадаться, значительная часть групп с подобного рода звучанием находятся в Австралии и Канаде. В России тоже есть парочка, кстати – Pseudogod и Ill Omened.

Наиболее знаменитая их вещь из-за запоминающегося клипа, с альбома "Vexovoid" 2013 года.

Вещь с одноимённого альбома 2011 года. Как по мне, так Mitochondrion смогли превзойти не только Portal, но и абсолютное большинство групп из сегодняшнего списка. Вообще, "Parasignosis" был крайне важным альбомом в развитии моих дальнейших вкусов, когда я его впервые услышал в 2012-ом, и до сих пор в числе моих наиболее любимых экстрим метал альбомов.

Знаменитый Филип Ансельмо, вокалист уже давно несуществующих Pantera, тоже разок себя попробовал в этой области экстрим метала, 2018 год. Филип в майке Portal, что говорит само за себя.

Российский образец подобной музыки от Ill Omened, 2010 год. В отличии от трёх треков выше, тут всё сыгранно просто и прямолинейно, без навороченных мелодий.

Blut Aus Nord и Deathspell Omega, влияние французской сцены

Блэк метал долгое время держался в стороне от всего этого, но потом пришло и его время, и теперь диссонанщина у многих ассоциируется в первую очередь именно с блэком. Стартовало оно в 2001 году на четвёртом альбоме Blut Aus Nord "The Mystical Beast Of Rebellion", но удача обошла релиз стороной и даже сегодня он популярностью не пользуется. Зато следующий альбом "The Work Which Transforms God" 2003 года уже привлёк внимание метал-андерграунда. Отдельно стоит отметить, что альбом был особенным сразу по двум параметрам: помимо диссонанщины, он был так же выдержан в не шибко популярном поджанре – индастриал блэк метале, с явным влиянием индастриал метал группы Godflesh (ссылка на статью другого канала). Но если Blut Aus Nord сильно популярной группой так никогда и не стала, их коллеги по цеху Deathspell Omega привлекли намного больше внимания, и как на сегодняшний день, то во всей этой диссонансной теме по популярности Deathspell Omega уступают разве что только Meshuggah. В случае Deathspell Omega сложнее однозначно сказать когда именно они перешли к подобному звучанию. Я бы сказал, что это был мини-альбом "Kénôse" 2005 года, но другие возможно скажут, что это был четвёртый полноформат "Si Monvmentvm Reqvires, Circvmspice" 2004 года.

Песня с альбома "The Work Which Transforms God".

Песня с мини-альбома "Drought", 2012 год.

Блэк метал зачастую зашел дальше других и смог отделить диссонанщину от её связи с прогрессивным/авангардным металом, сделав подобное звучание новым трендом внутри обычного блэка (хотя, в каком-то смысле, это можно сравнить с отделением джента от мат-метала и его закрепление в металкоре). Нельзя не вспомнить про сцену Исландии, чьи группы ориентируются преимущественно именно на такое звучание. В прочем, даже классики блэка сегодня заимствуют и развивают подобное звучание – например легендарные норвежцы Mayhem сделали первый шаг в ту сторону на своём альбоме "Chimera" 2004 года и с тех пор только преувеличили концентрацию подобных элементов в своей новой музыке.

Альбом 2007 года "Ordo Ad Chao" стал своего рода громом посреди ясного неба, записав свой ответ Portal (условно говоря, конечно же). Но вот дальнейшие работы Mayhem скорее ближе к использованию элементов французской и исландской сцен.

Svartidauði не были первой блэк метал группой Исландии, но именно их дебютник "Flesh Cathedral" 2012 года сыграл огромную роль в формировании локальной сцены, а так же в дополнительной популяризации диссонансного звучания внутри блэк метала. Лично я о существовании Svartidauði даже узнал где-то на года 2-3 раньше чем о Deathspell Omega.

Прогрессивный метал

В принципе, диссонанщина это своего рода крайность, но принципы по которым она играется, присутствуют и в более менее обычном прогрессивном метале. В конце концов, нестандартные музыкальные размеры и специфическая звукозапись/настойка инструментов – не просто стандарт, но и одна из краеугольных вещей на счет прогрессивной музыки. Другое дело, что конечный результат как правило выглядит радикально иначе. В каком-то смысле, как не бывает мат-рока без элементов прогрессивного рока, так и диссонанщина пускай и не абсолютно всегда, но всё же плотно связана с прогрессивным металом, зачастую являясь его гротескным продолжением. Ниже будет несколько примеров музыки которая не имеет отношения к диссонанщине, но при этом некоторые отдалённые параллели всё же провести можно.

Норвежские викинги Enslaved, к французско-исландской блэк метал диссонанщине никакого отношения не имеют. Но можно ли сказать, что к их музыке это вообще на 100% абсолютно не применимо? Особенно концовка песни? 2015 год.

Подобное звучание просочилось даже в ню-метал, была одна такая группа – Mudvayne. Песня с альбома "Lost And Found" 2005 года.

Не все группы, что иногда захотят на территорию мешугговсти, имеют отношение к дженту. Например, канадец Devin Townsend никогда не играл джент, но при этом на некоторых его песнях заметно влияние стилистики Meshuggah, как в этой песне 2006 года. А в песне Planet Of The Apes у него даже есть шуточная строчка в лирике: "While we all have lots of bands who influence still... we all rip off Meshuggah!".

Наиболее знаменитая группа которая не играет джент, но при этом совсем не обошлась без влияний Meshuggah – французы Gojira. К слову, это так же единственная песня в их творчестве в которой используется риффинг напоминающий Gorguts. 2003 год.

Ну и совсем на последок: один из читателей канала какое-то время назад нарисовал тематический рисунок об этом канале, режил оставить его на обозрение здесь.
Ну и совсем на последок: один из читателей канала какое-то время назад нарисовал тематический рисунок об этом канале, режил оставить его на обозрение здесь.