Почему Америка запрещает TikTok и может ли такое произойти в России? Можно ли раскрутить блог без вложений или уже поздно? Разбираемся с тем, как устроена популярная китайская соцсеть.
Как в США запрещали TikTok
В начале августа 2020 года Дональд Трамп подписал указы, которые запрещают американским гражданам совершать любые сделки с ByteDance и Tencent — компаниями-владельцами популярной соцсети TikTok и китайского мессенджера WeChat. Указы должны были вступить в силу через 45 дней, то есть 20 сентября. Позже президент дал отсрочку еще на 90 дней — до 12 ноября.
Госсекретарь США Майк Помпео потребовал от американских онлайн-магазинов убрать оба приложения, а сенат одобрил закон, запрещающий госслужащим использовать TikTok на служебных устройствах.
Китайские дипломаты выступили резко против такой меры, обещая защищать права и интересы китайских компаний. Россия обвинила США в том, что они нарушают международные обязательства и препятствуют свободному обмену информацией через любые доступные источники.
В итоге запрет соцсети откладывали еще несколько раз — власти США до сих пор не разобрались, что делать с приложением.
Что будет дальше?
Сервис сможет сохранить свое присутствие в США, если его купит американская компания. С такими предложениями уже выступили Microsoft и Twitter. В противном случае TikTok должен будет уйти с американского рынка и уничтожить данные местных пользователей.
Если TikTok — это чисто развлекательное приложение, то WeChat — единственный мессенджер, которым пользуются китайцы и даже совершают в нем платежи. Среди них — партнеры и сотрудники американских компаний, которые ведут бизнес в Китае. Поэтому удаление WeChat еще сильнее ударит по и без того сложным отношениям двух стран.
Запрет TikTok в США может исключить его из магазинов приложений и лишить рекламодателей. Сотрудники TikTok планируют подать в суд на администрацию президента США. Они не хотят терять свои рабочие места и уже начали собирать $30 тыс. с помощью краудфандинга, чтобы оплатить судебные издержки.
Павел Дуров поддержал TikTok
Действия американских властей раскритиковал Павел Дуров. Он считает, что это создаст «опасный прецедент, который, в конечном итоге, может убить глобальный интернет».
ByteDance заявил, что и дальше будет развивать сервис в США, где у них 100 млн пользователей. Возможно, компания пойдет по пути Huawei, которая ушла с американского рынка, но сумела переориентироваться.
В любом случае, ByteDance уже пошла на серьезные уступки:
- наняла на должность гендиректора Кевина Майера и пообещала взять на работу еще 10 тыс. американцев;
- запустила центр прозрачности в Лос-Анджелесе;
- пообещала раскрыть принцип работы своих алгоритмов.
Убережет ли это от продажи бизнеса в США, покажет время.
Почему США пошли против TikTok
Власти США обвиняют сервис в незаконном сборе данных и видят в этом угрозу для нацбезопасности. Поэтому предпочитают, чтобы TikTok владела американская компания. ЦРУ не нашла подтверждений тому, что приложение сливает данные властям КНР. Но торговая война США и Китая подстегивает к решительным действиям с обеих сторон.
Впрочем, кое в чем TikTok все же можно обвинить. Недавно WSJ узнала, что TikTok собирал MAC-адреса мобильных устройств с Android — в нарушение правил Google. Такие адреса нужны, чтобы идентифицировать устройства пользователей и предлагать им таргетированную рекламу. Данные собирались с помощью сервиса Мusical.ly — предшественника TikTok.
Как устроен TikTok
TikTok — соцсеть, где пользователи выкладывают короткие видео с простейшими спецэффектами и фоновой музыкой и запускают прямые эфиры.
Приложение запустили в Китае в 2016 — там оно называется Douyin. Потом появилась международная версия, а в 2018 TikTok объединился с Musical.ly в рамках сделки объемом $1 млрд. Капитализацию всей компании оценивают в $50 млрд.
Сегодня международная соцсеть насчитывает более 500 млн пользователей в 155 странах, а китайская версия — более 400 млн. За время изоляции аудитория выросла на 43%.
Почему соцсеть стала так популярна
Больше всего TikTok прославился своими «челленджами»: когда нужно снять на видео что-то определенное — вроде акробатического трюка, танца или смены образа. Это часто напоминает флешмоб, когда все повторяют одно и то же действие. Все видео в рамках челленджа подписывают одним и тем же хэштегом.
Кто сидит в соцсети
TikTok популярен у молодой аудитории: почти половина пользователей — в возрасте от 16 до 24 лет. В отличие от Instagram, здесь ролики больше похожи на клипы, с сюжетом и смешными трюками. Изначально сервис развивался как площадка для танцоров и исполнителей. Но сейчас появились новые форматы, для которых не нужны специальные навыки.
Среди зарубежных звезд TikTok популярных людей не так уж много. Равно как и в первом рейтинге Forbes, где собраны американские блогеры-миллионеры. Многим из них еще нет 20, зато уже есть миллионные контракты с мировыми брендами электроники, одежды, косметики, аксессуаров. В основном это актеры, танцоры и певцы, которые прославились только благодаря своим видео в соцсети.
Хэштеги
Хэштеги в TikTok важнее, чем в Instagram или Twitter: они позволяют объединяться в группы и целые сообщества. Например, поклонники спорта следят за хэштегом #KeepingActive. И хэштеги, и челленджи помогают набирать просмотры и новых подписчиков. Еще один способ раскрутить блог — попасть в рекомендации на главной странице.
Рекомендации
Рекомендации в TikTok — это поток из роликов, которые подбирают на основе предыдущих лайков, просмотров и комментариев. В них также учитывают геолокацию, содержание видео, звуки и хэштеги. Сюда попадают только видео от авторов 16+. Рекомендации составляют с помощью ИИ, который анализирует предпочтения пользователей.
Рекомендации здесь заменяют привычную ленту: чаще всего пользователи не подписываются на известных блогеров, а заходят на главную в поисках новых интересных видео.
Как попасть в рекомендации
Блогеры утверждают, что попасть в топ TikTok может любой: любые накрутки быстро пресекаются. При этом сама соцсеть не раскрывает свои алгоритмы, а на сервисах вроде Mr Popular или tik-top можно купить лайки и комментарии, чтобы продвинуть свои видео в топ.
Чтобы чаще попадать в рекомендации, нужно постоянно следить за трендами: популярными челленджами и хэштегами, музыкальными хитами, новыми фильтрами и спецэффектами для видео. При этом оригинальность и «трендовость» важнее качества съемки, а эпатажный контент популярнее полезного. В ход идут все средства — вплоть до хэштегов #хочуврекомендации или #хочуврек.
Какие форматы самые популярные
Лучше всего смотрят короткие ролики до 13 сек, с оригинальным сценарием — даже если вы участвуете в челлендже. В приложении есть базовые инструменты для монтажа и обработки видео, накладывания музыки, AR-масок, фильтров. Чтобы добиться лучшего качества, блогеры используют редакторы вроде izmato, Funimate, InShot, VideoShow.
Заработок в приложении
В TikTok есть своя валюта — TikTok Coins или «монеты». Их можно заработать во время стримов, продвижении музыкальных треков, участии в челленджах. Монеты можно обменять на настоящие деньги.
100 TikTok Coins = $0,99 или ₽115
Но главный источник прибыли для блогеров — это реклама. Иногда бренды сами запускают челленджи, подключая к участию популярных блогеров, или устраивают розыгрыши. Можно даже создавать свои фильтры и спецэффекты, а вовлеченность повышать за счет брендированных суперлайков.
Блогеры, которые работают с крупными агентствами в России, получают около 10 тыс.руб. за каждые 100 тыс. просмотров.
Чтобы зарабатывать не нужны миллионы подписчиков
В TikTok можно хорошо заработать, даже если у вас всего 10-20 тыс. подписчиков, чего не скажешь о YouTube или Instagram. Все благодаря тем же рекомендациям: они устроены так, что на популярность видео не влияет число подписчиков его автора.
Чтобы размещать рекламу, нужно подать заявку на открытие рекламного кабинета и внести минимальную сумму — $500. Правда, небольшим компаниям и стартапам здесь приходится сложнее, хотя TIkTok и запустил специальную программу поддержки для малого бизнеса: ссылки на сайт прикрепить нельзя, и реклама лучше работает для узнаваемых брендов.
TikTok в России
По данным компании App Annie, в России TikTok стал самой быстрорастущей социальной сетью. В среднем российский пользователь проводит в TikTok около 47 минут в сутки — больше, чем в любой другой соцсети.
В 2019 году россияне провели в TikTok на 860% больше времени (55 млн часов за год), чем в прошлом году. Он обогнал по популярности Instagram.
Самые популярные российские блогеры в TikTok
- Дина Саева (20,6 млн)
- deamontol (15,7 млн)
- karna.val (14,9 млн)
- karinakross (13,2 млн)
- danya_milokhin (12,1 млн)
- salavat.fidai (11,9 млн)
- rahimabram (11,6 млн)
- egorkreed (10,5 млн)
- twins.verz.parodies (7,2 млн)
- maksbraun (6,4 млн)
Читайте также:
Почему мы доверяем блогерам больше, чем настоящим экспертам
Киберпанк наступает! Смотрите, как азиатские блогерши выглядят без фильтров
Видеоигры научат детей кибербезопасности и помогут определиться с карьерой