Пришла. Ревёт. Умоляет вернуть парня. Тяжело вздыхаю, понимая, что сейчас будет долгий и неприятный разговор, который отпугнет клиента, но предельно спокойно обьясняю, что вернуть мужчину можно только через полицию, если он ушёл не сам, и через особо ушлую ведьму (и то без гарантии результата), если сам.
Предлагаю воду и салфетки, говорю что могу помочь иначе.
Стали разбираться. Стандартная ситуация: мужик заорал, что ему вылюбили весь мозг и ушёл, хлопнув дверью. Копаем глубже: ревновала. Много сеансов распутываем хитросплетения женских мыслей, попутно что-то там обьясняю про уважение и партнёрство, слегка трогаем детство.
Внезапно звонит, отменяет сеанс и благодарит. Нашла новую работу, накупила книжек умных, с мужчиной помирились, "вы - волшебница" - говорит.
Тяжело вздыхаю и понимаю: ещё вернётся. Потому что я переделикатничала. Не донесла.
Не было там ревности. И поводов для нее не было. Было чувство собственности. "ЭТО МОЁ!" Схватить, присвоить, подавить, запереть, привязать, спрятать.
Все видели, как малышня с воплем "киса!" хватает обреченного и упирающегося кота, пеленает его, заплетает, "кормит" какой-нибудь пластилиновой дрянью?
Вот так же мы иногда поступаем с ближним. Отказываем ему в праве иметь личное пространство, свои мысли, свою зону комфорта... Свою жизнь.
И если бы я была менее мнительной, я бы сказала ей, что даже любовью эти отношения не пахнут. Там есть лишь детское желание получить внимание и заботу для себя.
Я бы сказала:
"Ты не партнёра ревнуешь. Ты себя "жалеешь" это не посягательства на него тебя так раздражают, а папа, который переключился на младшего ребёнка, а потом и вовсе ушёл. И ты обиделась, что не получила нужного тепла, внимания, защиты, заботы; упорно пыталась вытрясти её из другого, билась о стены...
И ничем уже эту дыру внутри не заткнуть, ты будешь чувстовать себя обделённой, уязвимой и маленькой, пока не отрастишь внутреннего мужчину. Он может заменить папу. Партнёр - нет. Он и не должен, вообще-то."
Для себя после этих сеансов я выписала более общее:
"Жестокая правда в том, что ни один человек на свете тебе не принадлежит. Они все тебя бросят: родители состарятся и умрут (или заведут других детей, или просто абстрагируются, ибо "ты уже взрослый"); дети вырастут и построят собственную семью; друзья сменят мировоззрение и место жительства; любимые остынут и пойдут самореализовываться. И это нормально.
У тебя есть только ты. Ты можешь требовать любовь только с себя. Ты сам себе родитель, ребёнок, друг, любовник, опора. Отношений длиннее, чем с собой, у тебя не будет ни с кем и никогда.
Это верно и в отношении партнёра - поэтому стоит перестать от него требовать то, что он даже при всем желании не способен тебе дать. У него есть более важные отношения - с собой. И у тебя нет никакого права в них влезать. То, что другой соглашается разделить с тобой какой-то кусок своей жизни - это чудо. А ещё это испытание для обоих участников. В результате вы можете оба вырасти над собой, научиться договариваться, играть по правилам, беречь, уважать и любить.
А можете всё запороть, играя в игры по Берну или раздавая окружающим благодатные почвы для шуточек в стиле Фрейда.
Тут уж каждому своё.