Истерика перед кассой в магазине, бурные слезы у кабинета врача, нытье в общественном транспорте, крик в гостях, требование немедленно гулять, покупать мороженое, играть в планшете и так далее… Список можно продолжать и продолжать.
Объединяет все эти ситуации два обстоятельства:
1) Ребенок испытывает сильные эмоции и застревает в них, не будучи способен переключиться.
2) Вы испытываете сильные эмоции и застреваете в них, не умея переключить внимание - свое и ребенка.
Давайте вспомним, что мы обычно делаем в подобных случаях? Пытаемся уговорить, кричим, на повышенных тонах объясняем, что хорошие дети так не поступают, отвлекаем на птичку, пугаем полицейским и … сдаемся, выполняя требование.
Все это только закрепляет нежелательное поведение, цементирует уверенность ребенка в том, что, если чего – то хочется, надо устроить истерику, немного потерпеть и получить доступ к желаемому в виде планшета или избежать неприятностей в виде стоматолога.
А как правильно?
Вот один из рецептов - отвлечение. Учимся на себе, потому что мы можем научить другого, только если умеем это делать сами.
Итак, ребенок ведет себя отвратительно, вы раздражены… В голове неистовая пляска мыслей о том, что у всех дети как дети … О том, как вы устали и все достало… О том, что другим родственникам хорошо, а вам достается самое сложное…
Начинаем технику «Дай пять!»
Она поможет выйти из мучений в своей голове и переключить внимание на настоящий момент - лучший для эффективных действий. Последовательно включаем все 5 органов чувств. Что вокруг меня – отметьте 5 любых предметов. Что слышно? Отмечаем несколько звуков вокруг. Чем пахнет? Принюхиваемся к запахам. Что под руками и ногами? Ощущаем поверхность под ладонями и ступнями. И наконец, какой вкус во рту? Он есть, даже если вы ничего не едите и не пьете.
Все, вы - в настоящем! Обратите внимание, мысли как будто затихли. Несмолкаемое радио «Мозг» прикрутило громкость.
Предложите то же самое своему ребенку, только в легкой версии игры
Скажите ему, смотри, что я сейчас вижу. Опишите несколько предметов вокруг. А что видишь ты? Я слышу… Что слышишь ты? Ты видишь красную машину? Зеленый мяч? Синее небо? Чувствуешь пол? А свои руки? Давай похлопаем и потопаем.
Важный момент: делать это все нужно, не ожидая, что ребенок тут же подхватит игру. Называйте то, что вас окружает и описывайте сами. Хотя бы затем, чтобы самим нырнуть в Здесь и Сейчас – лучшее место для принятия правильных решений и совершения полезных поступков.
Друзья! На своем канале я описываю простые, эффективные и редкие техники улучшения жизни, которые подходят как для родителей, так и для детей. Все они взяты из поведенческой терапии. Потому что поведение ребенка влияет на вас, а ваши поступки – на него. Подписывайтесь и делитесь с другими, чтобы в наших отношениях было больше доброты, гармонии и радости!