Первая в истории Грузии женщина-президент – Саломе Зурабишвили, хоть и является этнически грузинкой, родилась и выросла во Франции. Грузия, страна патриархата, суровых брутальных мужчин, где до сих пор откликается поговорка «место женщины на кухне», выбрала себе в президенты действительно уникального кандидата. Удается ли ей управлять грузинским народом?
Родители Саломе Зурабишвили – Леван Зурабишвили и Зейнаб Кедия, после советской оккупации эмигрировавшие из Грузии во Францию, но не утратившие связи со своей исторической Родиной. Леван был активным эмигрантом – организовал грузинскую диаспору, основал в Париже грузинскую православную церковь. Саломе родилась в семье в 1952 году. Несмотря на полную оторванность от Грузии, она росла в атмосфере абсолютной тоски по своей Родине, в окружении грузинских эмигрантов и в соответствующей культурной среде.
Грузинка или француженка?
В грузинском обществе Саломе часто критикуют за ее легкий французский акцент в грузинской речи и за ее французское происхождение, называя далекой от бед и проблем настоящих грузин и Грузии.
В противопоставление этому хочется немного напомнить о ее семье: дед по отцу Зурабишвили входил в состав Грузинского независимого правительства (1918 год), прадед по матери отличился в истории Грузии тем, что основал морской порт Поти и инициировал строительство грузинских железных дорог. Оба они были соратниками Ильи Чавчавадзе, писателя и общественного деятеля, «отца грузинской нации», канонизированного грузинской церковью.
Зурабишвили – потомок элиты грузинского общества, верхушки интеллигенции, называть ее далекой от народа и Грузии в корне неправильно, даже несмотря на ее французское происхождение. Идеи о национальном самосознании она впитывала с самого детства, а потому неудивительно, что свою политическую карьеру эта умнейшая женщина предпочла делать не во Франции, а в Грузии.
Как она управляется с грузинами?
И все же в Грузии, на мой взгляд, ей действительно непросто. И не потому, что она женщина – просто идеи гуманизма, всеобщего уважения и равноправия, присущие европейскому обществу, где она росла и училась, в Грузии пока находятся в зародыше.
То, что сегодня происходит в Грузии – протесты, провокации и скандалы, говорит о том, что держать в узде грузинских политиков, оппозицию, как это делал, например, Саакашвили, у нее не получается.