Найти тему

ПОСЛУШАЛ ВЕЧЕРОМ НА ПАСХУ ПИНК ФЛОЙД, А ПОТОМ И ЖАННУ БИЧЕВСКУЮ



.

.

.

Вчера вечером на Пасху вспомнил про любимую в юности пластинку Пинк Флойд, (которую не слушал уже много лет) полностью под нее забылся... Какое волшебство . Оно больше не повторится, но в этом и его очарование, что это было, и больше не будет. Было и осталось со мной. Потом, откапал в шкафу и старую пластинку Жанны Бичевской. Как я люблю ее всю раннюю, советского периода. Поздняя она пафосная и городская. А ранняя вся от русской земли, как и вся русская земля с ее цветами от небес. Особенно, песню про Ерему извозчика люблю...Ласковая какая- то очень песня. Не сентиментальная, а именно ласковая. Ласковость не утешает, а заговаривает боль . В ней есть и поэзия, и природная, архаичная сила ворожбы, побеждающая все. Я люблю русский мир, но в народном , художественном понимании. Без идей Константина Леонтьева, от которых русский мир ничего не теряет, и даже без Византии ничуть не становится менее святым, чем он был от Бога, и есть. Просто народный , русский мир, в котором так много грусти, несказанной сказочности, сострадания и красоты.

НЕСКОЛЬКО СЛОВ О ПОЭТИКЕ НАРОДНОЙ ПЕСНИ

.

.

.

В чем состоит сила искусства народной песни, особенно, в чем тайна ее поэтики? Может быть в том, что в ней не столько излагается суть, сколько заговаривается, а с сутью заговаривается и реальность происходящего, как в песни про Ерему ямщика, в исполнении Жанны Бичевской. Песня эта сложна по структуре и многомерна по смыслу. Интересно в ней то, что вначале в песне излагаются подробности, и лишь в конце называется имя ямщика и причина его слез , в отличие от стихотворения, которое скорее начиналось бы с имени и с причины, а после излагало и все подробности. Удивляют и завораживают, (даже гипнотизируют) все эти перечисления, вначале во что ямщик был одет ,( упоминается цвет его рубашки, и материал его одежды), потом кепка набекрень и пирожки. Зачем, спрашивается такое перечисление уводящее от сути? А затем, что в народной культуре суть это боль, и боль это суть. И то что уводит от сути, уводит и от боли, куда-то в область рая, утешения, ласки, добра. Поражает и длинный путь слезы ямщика , попавшей под метлу дворника. Но и в этих подробностях есть заговор, или сила народной ворожбы, просветляющей печаль, и утешающей душевную боль.

______

P . S.

К посту ниже, добавил бы? что Янка Дягилева это конечно духовная дочь Жанны Бичевской. Такая же народная, и прекрасная. Для меня они как -то связаны, обоих исполнительниц я люблю.