Найти в Дзене
Беерот Ицхак

Бехукотай — Всевышнему важен наш труд

Оглавление

Раши поясняет, что под словами «ходить в законах Моих» Тора имеет в виду труд над изучением Торы.

Хафец Хаим в книге, посвящённой недельным главам, учит из этих слов Раши, что основное в изучении Торы – это труд и старание, которые евреи вкладывают в него. Основываясь на этом, Хафец Хаим поясняет благодарственную молитву, которую мы говорим после окончания изучения Торы (эта молитва упоминается в Талмуде, трактат Брахот, 28б): «Благодарим мы Тебя за то, что Ты дал нам возможность находиться среди изучающих Тору в бейт мидраше (доме учения), а не среди людей, которые не трудятся над изучением Торы, поскольку мы трудимся, и они трудятся, мы трудимся и получаем награду, а они трудятся и не получают награду».

Спрашивает Хафец Хаим, как возможно сказать, что «они трудятся и не получают награду».

«Видели ли мы когда-то сапожника, портного или столяра, которые бы работали бесплатно?» – удивляется Хафец Хаим. И он отвечает, что, несомненно, никто не работает безвозмездно, однако сапожники, портные и столяры не получают оплату за сам труд и за сами старания, приложенные при работе, а только за окончательный результат. Если кто-либо попросит у портного сшить ему костюм, и портной будет трудиться над заданной задачей денно и нощно, но, в конце концов, потерпит неудачу, и костюм не будет сшит, неужели сможет потребовать оплату за своё старание? Все бесспорно решат, что он просто выжил из ума. Заказчику важен костюм, и ему нет никакого дела до труда, приложенного при его шитье.

Изучающий же Тору и выполняющий заповеди Г-спода основную награду получает за усилия, приложенные в изучении Торы и выполнении заповедей, потому что именно они любимы и желанны Творцу. Даже если еврей не преуспел в изучении Торы, или ему не удалось выполнить ту или иную заповедь, он получит полноценную награду за свой труд.

И это, продолжает Хафец Хаим, то, что имеется в виду в благодарственной молитве: «мы трудимся и получаем награду», т.е. мы (изучающие Тору) получаем награду за сам труд, а «они трудятся и не получают награду», имеется в виду награда за сам труд.

Из слов мидраша «Шир а-Ширим Раба» (2:4) мы наглядно видим истинность этого принципа. Говорит мидраш: «Даже если при изучении Торы ам а-арец (невежда) ошибочно читает “айавта” (возненавидел) вместо слова “аавта” (возлюбил), его учение любимо Творцом». Причина этого: Творцу любим сам труд, приложенный при изучении Торы, как сказано выше.

В заключение приведём случай, в котором явно видно действие этого «принципа»...

читать дальше