Найти тему
НУАР-NOIR

«Пародия» на «Зулейху», возникшая до оной

Мы уже рассказывали о культурном парадоксе, когда пародия возникает раньше объекта пародирования. В качестве примера мы приводили фильмы «Ужин с убийством» (1976) и «Госфорд парк» (2001). Хотя в том случае «объект» бы осознанным творением, попыткой показать, что же собственно могло быть в «оригинале». Однако есть произведения (в первую очередь в сфере кинематографа), которые невольно свидетельствуют о движении тектонических плит общества.

Вроде бы режиссер создавал свой фильм «про одно», однако в силу своего таланта он ухватил некоторые только-только слегка различимые признаки социальных тенденций, а потому некоторое время спустя его кинокартина уже кажется повествующей «про другое». Именно так случилось с «Ангелами революции» (2014), созданными ярким представителем российского постмодерна Алексеем Федорченко.

Если с чем-то сравнивать эту ленту, то первым делом кажется, что это своего рода континентальная версия «Бразилии» от Терри Гиллиама. Выходящая на уровень абсурда история про столкновение двух мифических систем: советского авангарда и угорской архаики. Напоминающее лубок повествование тем становится страшнее, что оно основано на реальных событиях. Хотя в фильме очень мало того, что напоминает исторический реализм, наверное, в большей степени магический сюрреализм.

Опять же режиссер отказался от жесткого деления на «хороших» и «плохих», что можно было бы обнаружить в отечественных фильмах прошлого. С одной стороны демонстрации «очарования» революции в «Гори, гори, моя звезда» (1969), в другой стороны её глубинным, хтоническим неприятием в «Первороссиянах» (1967). Фильм, несмотря на свою красочность и подчеркнутый эстетизм, получился о смерти. Не случайно товарищ Шнайдер по прозвищу «Полина-Революция» произносит: «Мы уже умерли, а теперь пришили за вами».

Однако нас в данной ситуации больше всего интересует то, что «Ангелы революции» предсказали процессы уже нынешних дней. В итоге мы видим в фильме не пародию на советское прошлое, а пародию на восприятие этого прошлого «некоторыми кругами». В частности, ассоциируемыми с таким продюсерским продуктом как Яхина, что в целом в народе обозначается одним словом «Зулейха».

Деструктивные устремления, присущие окраинным этнократам, уже не подаются ни в форме открытой русофобии, ни через животный антисоветизм. А исподволь, через якобы культурные формы, откровенно паразитируя на т.н. «магическом реализме». Отсюда и мнимая притчевость «Зулейхи», и местами несуразный мистицизм (не путать с мистикой). И нелепость откровенно плохого текста.

Всё это вскрывается и иронично бичуется в фильме «Англы революции», который, тем не менее, именно этот пласт проблем поднял совершенно случайно, так как изначально предполагался про иное. Но в этом и состоит талант отдельных творцов, чтобы создать пародию раньше «объекта насмешек». Предвосхищение - это уже само по себе почти чистая мистика подлинного искусства.