II.
Население и его жизнь.
Население. На Камчатке, среди её суровой природы, могут жить преимущественно туземные племена. Русское, вернее, обрусевшее камчадальское население ничтожно по численности (около 7.000 человек) и сосредоточено преимущественно в поселениях городского типа — Петропавловске, Охотске, Усть-Камчатске, Тигиле и в прилегающих к ним районах.
В Петропавловске около 1.200 чел. жителей, преимущественно служилого люда, в Охотске — 1.000 чел., из которых половина приходится на горняков, Усть-Камчатск и Тигиль имеют население по нескольку сот душ. Между прочим, в Охотске, Гижиге и Тигиле живут камчатские казаки, нёсшие тут раньше караульную службу; ни наружностью, ни привычками они не отличаются от обрусевших камчадалов и весьма мало напоминают о прежних, казаках, сподвижниках Атласова, двести лет тому назад завоевавшего Камчатку.
Но и туземное население оказывается слишком мало сравнительно с необъятностью тундры: его всего около 29.000 человек, разделяющихся на кочующих и оседлых и распадающихся на множество мелких племён.
Распределение всего населения по уездам Камчатской губернии таково:
Уезды: Население:
Петропавловский 12.100 ч.
Охотский 5.300 ч.
Гижигинский 6.500 ч.
Анадырский 5.600 ч.
Чукотский 6.000 ч.
Командорский 400 ч
Всего 35.900 ч.
Туземное население. Пестрота туземного населения объясняется тем, что до завоевания Камчатки русскими на этом обширном пространстве жили крупные народности, от некоторых из них сохранились теперь только жалкие остатки в несколько сот человек. Таковы юкагиры, заселявшие раньше все северное побережье Ледовитого океана, от Яны до Анадыря. Войны и болезни совершенно истребили одних (курилы), уменьшили ряды других (численность камчадалов сократилась с 10 до 2-х тысяч).
Численность и расселение камчатских народностей, по данным Дальстатуправления, примерно, таковы:
Большинство этих племен подвергалось упадку и постепенно исчезает с лица земли, идя вслед за уже вымершими собратьями. Среди них выделяется только группа чукчей и коряков, сохраняющая устойчивость и проявляющая даже склонность к росту.
Русское население. Русское население Камчатки, постоянно здесь живущее (так называемое, коренное), состоит преимущественно из обрусевших камчадалов, к которым присоединяются упомянутые казаки. Эти русские жители Камчатки — низкорослые, скуластые, чернявые люди, говорящие шепелявой речью. Они — удачливые охотники за соболем: гоняясь усердно за этим зверем, которого было много в Петропавловском районе, они его почти повыбили. Они склонны к занятию сельским хозяйством — в форме огородничества и скотоводства, чему Петропавловский район очень благоприятствует. Все они живут зажиточно, но к упорному труду не привыкли: в затруднительных обстоятельствах (недоход рыбы, малая добыча пушнины) они возлагают все свои надежды на помощь правительства.
Среди русско-камчадальских семей есть обладающие большими достатками; такого положения они достигли, занимаясь счастливой, лучше сказать, хищнической охотой, а затем перейдя на торговлю.
Русское население, пришедшее сюда за заработками, состоит из служащих, мелких торговцев, охотников за соболями. Эти люди явились в далёкую, глухую Камчатку, когда сюда никто не хотел итти; некоторым из них нельзя отказать в предприимчивости и настойчивости.
К окружающей среде они подходили с узко личной точки зрения; поднять уровень туземцев они не могли, наоборот, сами опускались до него; культурных учреждений, которые могли, бы скрашивать жизнь, театров, клубов, библиотек, здесь почти нигде не было.
Новая жизнь проникла на Камчатку только в 1923 г. С этого времени в Петропавловске развивается общественная деятельность, создаются просветительные учреждения; им предстоит много работы, чтобы всколыхнуть застоявшуюся местную жизнь.