На собственной свадьбе Психея стояла в погребальных одеждах в одиночестве на голом утесе над бушующим морем и думала - "Красота - это проклятие"...
Для меня это сказание о зависти, прежде всего. Завидует Афродита Психее, завидуют старшие сестры младшей. Зависть богов и людей имеет однаково страшные последствия для несчастной Психеи.
Психологи очень любят этот миф и трактуют его разнообразными способами. Но мы не будем углубляться в психоанализ или архетипы трансформации. Мы - визуалы. Читаем и смотрим на дивные изображения.
Почему Психея? Мы уже помним, что где крылышки и бабочки, там и феи.
Прежде, чем начать наше повествование, давайте разберемся с терминологией.
ПСИХЕЯ, Психе ( «душа, дыхание»), в греческой мифологии олицетворение души, дыхания. Дыхание человека сближалось с дуновением, ветром, вихрем, крылатостью. Души умерших представляются вихрем призраков. П. представлялась на памятниках изобразительного искусства в виде бабочки, то вылетающей из погребального костра, то отправляющейся в аид. Иногда бабочка прямо отождествлялась с умершим. Греческое слово «П.» означает «душа» и «бабочка». П. представлялась и как летящая птица. Души умерших в аиде рисуются летающими.
Обратите внимание, что на подавляющем большинстве картин Психея или с крыльями бабочки, или бабочки имеются где-то поблизости.
ЭРОТ, Эрос («любовь»), в греческой мифологии бог любви. Одно из четырёх космогонических первоначал. Э. мыслится также древнейшим божеством, которое создала Афродита. Э. — смелый стрелок, крылатый, многоискусный, владыка ключей эфира, неба, моря, земли, царства мёртвых и тартара. Некоторые предания гласят, что сам Зевс, создавая мир, превратился в Эрота, таким образом, он мыслится всевластной мировой силой. Постепенно он принимает черты «златокрылого», «золотоволосого», «подобного ветру» бога, знаменуя постепенный переход к изящному, лёгкому, капризному Э. эллинистической поэзии. Оригинальный миф об Э. не божестве, а демоне, спутнике Афродиты, выражающем вечное стремление к прекрасному...
Эрот демон?
Дойдя до этого слова я решила уточнить, что все же имеется в виду.
ДЕМОН в греческой мифологии обобщённое представление о некоей неопределённой и неоформленной божественной силе, злой или (реже) благодетельной, часто определяющей жизненную судьбу человека. Это мгновенно возникающая и мгновенно уходящая страшная роковая сила, которую нельзя назвать по имени, с которой нельзя вступить ни в какое общение.
Это была присказка, а сказка впереди.
Жили в одном городе царь с царицей. Было у них три дочери. Невозможно было описать красоту младшей. Отовсюду сходились люди - стар и млад – посмотреть на нее. Вскорости ей поклонялись как самой Афродите. Опустели храмы Афродиты. Деве молились, как великой богине, принявшей человеческий образ, к ней взывали при совершении жертв, ее призывали за жертвенными пирами.
Афродита разгневалась и решила наказать красавицу. Призвала она сына своего Эрота, что неотразимыми стрелами наносит раны и богам, и людям. "Заклинаю тебя, сын мой, отомсти за меня деве, накажи ты гордую красавицу. Пусть воспылает она страстью к самому презренному из людей".
Эрот полетел исполнять повеление матери. Но, увидев Психею, сам пал жертвой своей же собственной стрелы, ибо, плененный красотой девы, оцарапал себя.
(И тут Афродита очень напоминает мне злую царицу из "Сказки о мертвой царевне и семи богатырях", ну, или злую мачеху из "Белоснежки и семи гномов").
Между тем красота Психеи становилась для нее не в радость. Все любовались ею, но никому из людей не приходила мысль жениться: красоте ее дивились как созданию искусного художника.
Отец Психеи, полагая, что причина несчастий его дочери гнев богов, отправился к древнему оракулу Аполлона. И такое гадание дано было ему от оракула:
Царь, на высокий обрыв поставь обреченную деву
И в погребальный наряд к свадьбе ее обряди;
Смертного зятя иметь не надейся, несчастный родитель:
Будет он дик и жесток, словно ужасный дракон.
Он на крылах облетает эфир и всех утомляет,
Раны наносит он всем, пламенем жгучим палит.
Даже Юпитер трепещет пред ним и боги боятся.
Стиксу внушает он страх, мрачной подземной реке.
<1929> пер. М.А.Кузмин
Погоревал царь и решил сделать, как велено. Приготовили для несчастной девы брачные одежды и повели ее, оплакиваемую всем народом, на вершину крутой скалы. Войдя на вершину, люди потушили брачные светильники и, печальные, с поникнувшими головами, пошли все назад.
Стояла Психея на скале и проливала слезы. Вдруг подхватил ее легкий Зефир и понес вниз со скалы в долину.
(По сути это история о человеческом жертвоприношении. Времена изменились. Но указания на это остались. Психею одели в погребальные одежды! На свадьбу в погребальные одежды! Психея - это мертвая девушка... Вероятно, позже нравы смягчились, традиции видоизменились, человеческие жертвы были заменены символическими жертвоприношениями, но подсказки остались. Причем многочисленные. Вспомните, ведь андромеде грозила та же участь - быть сожранной морским чудовищем. И если бы не Персей, которому помог Меркурий, к слову!)
Видит она – перед ней зеленая роща, и из рощи струится тихий, светловодный поток; неподалеку от того потока стоит пышный дворец, построенный не человеческими руками, а каким-то божественным зодчим. Крыша, сделанная из драгоценных камней и слоновой кости, покоится на золотых колоннах, все стены покрыты фигурами и изображениями, даже полы разукрашены рисунками, составленными из мелких кусочков драгоценных камней. В иных покоях стены были сплошь покрыты золотом и сияли светом даже и в то время, когда не освещались лучами солнца.
А далее все происходит, как в «Аленьком цветочке».
Стол, уставленный яствами, дивная музыка, роскошная опочивальня ждала ее с наступлением ночи. Жутко стало ей ночью одной в огромном дворце, но услыхала она ласковый голос своего супруга и успокоилась. На рассвете голос стих – незримый супруг удалился. Так и повелось - каждую ночь к Психее невидимо приходил супруг, и звуки его голоса служили для нее отрадой в уединении.
Как-то раз невидимый муж ей говорит – "Будь осторожна: судьба готовит тебе испытание. Сестры твои думают, что ты погибла, и разыскивают тебя всюду; скоро придут они на ту скалу, с которой унес тебя Зефир. Когда ты услышишь их вопли – не отвечай на них и не показывайся, иначе горе и мне, и тебе".
Но не послушалась мужа Психея. Тосковала и плакала она за родными. Он и уступил.
Сестры, попав к Психее в гости, и увидев роскошь и богатство, окружающее ее, сначала удивились. Но потом их стала терзать зависть. Вернулись они домой и чем чаще вспоминали сестрицу, тем сильнее завидовали. Стали они ругать своих мужей, старых да ревнивых, и решили погубить счастье младшей.
Между тем Психею снова предостерегает муж: "Сестры хотят уговорить тебя увидеть меня; но помни: если ты заглянешь в мое лицо, никогда больше не увидишь меня. Скоро родится у нас сын божественный, если ты не откроешь тайны нашего брака, и смертный, если ты откроешь эту тайну".
Сердце Психеи затрепетало от радости, когда она услыхала, что от нее родится божественный младенец. Но постепенно радость уступила место тревоге - как можно родить младенца, не зная, кто его отец?
И вот наступает очередная встреча с сестрицами. Те говорят ей – «Жила ты беззаботно среди опасностей, а мы узнали страшную тайну. Не можем скрыть от тебя того, что знаем: муж твой – страшный дракон. Поглотит тебя вместе с младенцем. Хочешь – спасайся с нами, а не хочешь - жди, когда пожрет тебя чудище".
Ужаснулась Психея и, в отчаянии, забыла все предостережения мужа и свои обещания ему. Решила она не только увидеть лицо мужа, но и убить его.
Пришла ночь. Явился к Психее муж и в скором времени заснул крепким сном. Психея, влекомая судьбой своей, поднимает с пола светильник, берет в руки нож и ... подносит к ложу светильник и видит: перед ней, вместо чудовищного дракона, лежит прелестный, юный бог Эрот. Ужаснулась Психея, старается она скрыть нож и не знает куда – готова даже вонзить его в грудь свою, но нож падает у нее из рук.
Дивится она и доспехам его и хочет испытать остроту стрел, но по неосторожности, ранит стрелой себе палец. Не ведая силы тех стрел, поразила себя Психея пламенной любовью к Эроту.
Внезапно капля горячего масла из лампы упала на плечо бога. Пробудившись от боли и не сказав ни слова, он уже был готов скрыться. Но Психея обхватила его ноги. Тогда он сказал ей – «О, неразумная Психея! Ослушался я воли матери моей, велевшей мне вселить в тебя любовь к самому злополучному и ничтожному из людей. Я полюбил тебя, сделал я тебя своей женой, а ты считала меня чудовищем, занесла на меня руку. Тебе будет от меня одна кара – мое проклятие".
Встреча Психеи с Паном
После этих слов он взмахнул крыльями и улетел. Когда же он совершенно скрылся от ее очей, она встала, пошла к реке и бросилась в воду.
Но волны бережно подняли Психею и вынесли ее на цветущие берега. На прибрежном лугу сидел в тот час бог пастбищ и лугов Пан; сидел он и играл на сиринге, а вокруг него весело бродили по лугу козы. Знал козловидный бог судьбу и несчастье Психеи и, завидев ее, любовно подозвал к себе и стал утешать. "Я живу в полях, среди стад; но, благодаря летам моим, опытен я во многом. Если не ошибаюсь – мучит тебя злополучная любовь. Не ищи ты себе смерти, обратись лучше с мольбою к Эроту, сильнейшему из богов, и старайся привлечь к себе любимого тобой юношу лаской и покорностью".
Большая часть иллюстраций взята с сайта https://habilis-habili.blogspot.com/2017/01/cupid-and-psyche.html
Текст взят из "Метаморфоз" Апулея.
Продолжение следует...
Вторая часть
https://zen.yandex.ru/media/id/5ca3d80d15bac500b33f8427/erot-i-psiheia-6094675c7ffcba2d9ec0f5d0
Третья часть
Четвертая часть
Финал -апофеоз
#психея #мифы и легенды #живопись #мифологические существа #феи