«Сие напоминай, заклиная пред Господом не вступать в словопрения, что нимало не служит к пользе, а к расстройству слушающих. Старайся представить себя Богу достойным, делателем неукоризненным, верно преподающим слово истины. А непотребного пустословия удаляйся; ибо они еще более будут преуспевать в нечестии, и слово их, как рак, будет распространяться. Таковы Именей и Филит, которые отступили от истины, говоря, что воскресение уже было, и разрушают в некоторых веру» (2 Тим. 2:14-18).
Тимофей получил предупреждения о следующих возможных ошибках: о неверных методах и стилях обучения, об укоризненности Божьего вестника или работника и о распространении лжеучения. Как ни трагично, но все эти три проблемы бытуют среди Божьих людей и поныне.
НЕПРАВИЛЬНЫЕ СЛОВА (ст. 14)
Павел говорит, что учить можно неправильно по форме и манере (2:14). Некоторые вступают в бесполезные “словопрения” (спорят о словах, см. Современный Перевод). Это напрасная, да к тому же еще и губительная, трата сил. По словам Павла, такое поведение “ни мало не служит к пользе” и ведет “к расстройству слушателей”! Это, в конце концов, вредит людям и губит их: они становятся не в состоянии исполнять достойные, духовные задачи, изложенные в Тит. 2:11, 12. Главная ошибка здесь не в учении, а в неверных побудительных мотивах и в неправильной манере, в какой проводится изучение и обсуждение.
ПРАВИЛЬНЫЙ ПОДХОД (ст. 15)
В стихе 15 мы читаем призыв правильно использовать Божье учение. Павел излагает позитивный подход в обращении с Божьим Словом, указывая на пять моментов.
1. Мы должны “стараться” (делать все, что в наших силах; Современный Перевод). Подготовленный ученик, изучающий Библию, не будет пытаться “выучить урок” за несколько минут до начала занятия! Это целеустремленный, серьезный ученик, который будет углубляться в истину со страстным желанием познать!
2. “Представить себя Богу достойным”. Когда мерилом является Божье Слово, а экзамен принимает Бог, то полученные при этом “оценки” наиболее достойны похвалы! Наш побудительный мотив - стремление угодить Богу. Такой подход к учению соответствует принципу служения, изложенному Павлом в Кол. 3:22, 23.
3. В результате подобного учения человек должен стать “делателем”. Таким результатом пренебрегать нельзя. Человек может учиться, но так и не прийти к познанию истины (см. 2 Тим. 3:7). Можно учиться, но не служить. Павел здесь говорит о таком учении, которое порождает великого служителя и усердного работника!
4. Должное учение готовит нас к тому, чтобы мы стали исключительными, “неукоризненными” работниками, которым “нечего стыдиться” (Современный Перевод). А как можно участвовать в благородном служении и делать это безупречно? Павел дает ответ в следующей фразе.
5. “Верно преподавать слово истины”. Разделенные церкви, доктринальные споры, различные учения о Божьем пути спасения и богослужении - все это разделение происходит во имя Христа, который молился о том, чтобы мы были едины, как едины Он и Бог Отец (Ин. 17:17-21; 1 Кор. 1:10-13). Эти разногласия служат ярким доказательством того, что многие неверно преподают Божье Слово. Достоин укора тот, кто навязывает Моисеев закон людям, живущим по Христову завету (Кол. 2:16; 1 Кор. 9:20, 21; Мф. 28:18-20). Точно так же должно быть стыдно учителю, который навязывает людские обычаи, выдавая их за Божий закон (Мк. 7:8-13), строит лжеучения, основываясь на неправильном использовании некоторых отрывков (Отк. 20:3-7; Рим. 16:17, 18; 2 Пет. 3:15, 16), или так ведет себя с Божьими людьми, будто во главе стоит он, а не Христос (см. 3 Ин. 9-12). В противовес таким нарушениям, пусть каждый ученик стремится к серьезному изучению Библии и к такому служению, какое определил Бог и какое угодно Ему, верно преподавая Слово истины.
НЕПРАВИЛЬНАЯ ВЕСТЬ (ст. 16-18)
Далее Павел касается опасности лжеучения (2:16-18). Со времен Эдемского сада бичом людей было ошибочное мышление и лжеучителя. В результате истина стоит, как и стояла, а некоторые люди падают. Павел предупреждает Тимофея избегать подобной ловушки!
Павел называет эту неправильную весть “безбожным и суетным пустословием” (Современный Перевод). В нем скрыта двойная беда. Во-первых, оно “безбожное и суетное”. “Безбожное” показывает, как оно может распространяться среди всех, а “суетное” подчеркивает, что оно отнимает драгоценное время, не помогая никому! Во-вторых, такое учение - чистой воды “пустословие”.
Павел наказывает Тимофею “удаляться” пустых разговоров. Если где-то “подают” бесполезное пустословие, то Божьему вестнику следует попросту уйти. Даже если толпа обвиняет его в том, что ему “нечем крыть”, он должен вернуться только тогда, когда спорщики захотят услышать: “Так говорит Господь”. Причина, почему надо избегать таких разговоров, очевидна по тому плоду, который они производят: “нечестие”. Даже разговор о Боге или Божьем Слове в подобной атмосфере рождает нечестивость!
Следствием “непотребного пустословия” может стать духовная кислота, которая действует подобно “раку”, разъедающему Господне духовное тело, или церковь. В Гал. 5:15 говорится: “Если же друг друга угрызаете и съедаете, берегитесь, чтобы вы не были истреблены друг другом”.
Неправильная весть получает признание только потому, что ее “проталкивают” лжеучителя. В качестве примера таких лжепроповедников Павел называет, в частности, Именея и Филита. О Филите мы знаем лишь то, что написано в 2:17. Уорд пишет: “Об Именее говорилось и раньше (1 Тим. 1:19 и дал.). Он отрекся от своей совести, потерпел кораблекрушение в вере и был отлучен от церкви... Именей являет собой пример упорства в грехе”. Этот лжеучитель был не только упорен в грехе, но, по-видимому, даже возглавил группу, причинившую неприятности, о которых говорится в 1 Тимофею: его имя стоит первым. Вместе с другими лжеучителями он, очевидно, как раз и занимался непотребным пустословием, о котором говорят стихи 14 и 16.
Они являли собой образец людей, “которые отступили от истины”. Тот, кто отклоняется от истины, рано или поздно начнет впитывать в себя ложь и распространять ее среди других!
Эти двое провозглашали, что “воскресение уже было” (2:18). Они имели в виду воскресение не Христа, а христиан. Хендриксен в этой связи отмечает:
«Следует признать, что Павел тоже верил в духовное воскресение - Божье деяние, когда Он наделяет новой жизнью тех, кто умер по грехам и преступлениям (Рим. 6:3, 4; Еф. 2:6; Фил. 3:11; Кол. 2:12; 3:1; ср. Лк. 15:24). Но апостол, как и Иисус (Ин. 5:28), также недвусмысленно учил о телесном воскресении (1 Кор. 15; Фил. 3:21). Согласно учению Павла, отрицание телесного воскресения равноценно полному ниспровержению веры, ибо “если нет воскресения мертвых, то и Христос не воскрес; а если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша... Вы еще во грехах ваших”» (1 Кор. 15:13, 14, 17).
Одна часть иудеев, саддукеи (Лк. 20:27), плюс некоторые гностики (считавшие тело злом) и некоторые греки (которые, возможно, верили в бессмертие, но не верили в телесное воскресение) вполне могли быть восприимчивы к этому лжеучению. Лжеучение Именея и Филита, таким образом, подрывало доверие к одному из центральных и важнейших моментов христианской веры!
Результатом (плодом) их учения был то, что они “разрушали в некоторых веру”. Они вредили не только себе. Хорошо, что Бог сотворил нас так, что мы можем оказывать влияние на других (1 Тим. 4:12), но как печально, когда люди пользуется своим влиянием для того, чтобы отвести людей от истины! Если за вами следуют люди, то куда вы их ведете, к Богу и благовестию (2 Кор. 3:2, 3) или же прочь от истины?