Перевод главы из книги Свами Рама "Йога и психотерапия".
Итак, мы видим, как прана служит посредником между телом и умом. Поток праны является “валютой” психофизиологической системы: это средство обмена между ментальным и физическим мирами. Его роль аналогична той, которую играют деньги в преобразовании идей в физический труд. Человек может быть не в состоянии создать дом, но он может продать стихотворение или идею и построить дом. Деньги-это “зеленая энергия”, которая служит связующим звеном, точно так же, как праническая оболочка связывает ментальное с физическим. Через деньги или через прану силы на одном уровне могут быть преобразованы в энергию и переданы на другой. Таким образом, степень возможного контроля зависит от количества доступной энергии, точно так же, как то, что можно сделать в мире, частично зависит от того, сколько денег в распоряжении человека.
Энергия связана на разных уровнях из-за неэффективной работы. Мы видели, например, как мышечное напряжение задерживает значительное количество энергии. При работе с телом с помощью упражнений хатха-йоги это высвобождается и становится доступным. Но энергия связана не только мышечным напряжением. Он также поглощается умственным напряжением. Когда есть озабоченность страхами и тревогами, огромное количество энергии может быть потрачено впустую. Даже когда страхи и тревоги не могут быть четко идентифицированы, человек может заметить и пожаловаться на чувство опустошенности и усталости. Привычные способы справляться с такими напряжениями могут стать настолько неотъемлемой частью жизни человека, что они больше не могут восприниматься. В дополнение к энергии, которую они ненавязчиво потребляют, дополнительная энергия расходуется на то, чтобы удерживать их вне поля сознания. Этот огромный мир ментальных напряжений, лежащий за пределами нашего осознания, представляет собой огромное количество потенциально доступной энергии. Большая часть практики йоги вращается вокруг получения доступа к этой энергии и контроля над ней.
В конечном счете становится очевидным, что непосредственный контроль над энергетическим уровнем праны осуществляется умом. Однако сам ум, как известно, меняется. Это создаёт конфликт, путаницу и противоречие. В этот момент изучающий йогу осознает, что он сталкивается с вопросом о том, как можно регулировать ментальный мир. Эта дилемма может быть решена только путем тщательного и систематического изучения ментального поля, осознания и интеграции его разрозненных частей. Сначала нужно изучить и понять ощущаемое умом. Затем постепенно можно приблизиться к областям, лежащим за пределами осознанного и видимого, и перевести их в видимое. Это следующий шаг в науке йоги.