Перевод главы из книги Свами Рама "Йога и психотерапия".
Развитие и исследование более высших состояний сознания требует поддержания более высоких уровней энергии. Поток энергии не может быть четким и ярким, если он разряжается до достижения значительной степени интенсивности. Более того, работа, которая должна выполняться на ментальном уровне, требует больших усилий. Без достаточной энергии человек будет чувствовать себя слишком слабым и отвлеченным, чтобы нести ее. Но должно происходить постепенное развитие способности комфортно управлять этим большим количеством энергии. (110-я проводка не выдерживает 220 вольт!)
Когда ученик учится сохранять и переносить более высокие уровни энергии, он, наконец, готов приступить к ее контролю и передаче. По мере того, как модели потока энергии становятся привычными и могут быть соотнесены с психическими и физическими событиями, он постепенно приобретает способность изменять их. Но сначала нужно как-то упорядочить эти движения и патерны. Необходимо прийти к некоторому набору символов, в которые может быть организована энергия. С этой целью в йогической традиции эволюционировали такие термины, как нади, чакра, ида и пингала.
Изучение такой обширной области требует очень сложной системы символов для ее концептуализации. Поскольку эти символы и термины относятся к области опыта, не имеющей аналогов в западной культуре или науке, понятно, что попытки их перевода часто приводили к недопониманию и искажениям. В западной науке не было символов, представляющих переживания внутренней энергии. Чтобы интерпретировать такие символы из других традиций в наших собственных терминах, мы должны сначала прибегнуть к ментальным, а затем к физическим приближениям, оба из которых обязательно вводят в заблуждение. Например, использование физически ориентированных терминов привело к путанице энергетических путей с анатомическими структурами. Например, нади часто ошибочно приравнивают к нервам. Это почти как изучение нового языка. Существует полный словарь и набор грамматических принципов, регулирующих его использование. Но учить слова бесполезно, если явления, которые они представляют, не были пережиты сознательно. Полдюжины или более различных терминов эскимосов для обозначения снега непонятны тем, кто всегда жил в тропиках. Человек должен не только выучить словарный запас и грамматику, он должен быть погружен в среду, в которой это имеет значение.
Когда прана входит с дыханием, она разделяется на пять вспомогательных энергий. Каждая из них имеет свое характерное распределение и своеобразное назначение и было детально изучено.
Это прана вайю, апана вайю, вьяна ваю, самана вайю и удана ваю. Их функции соответственно: дыхание, выделение, координация и интеграция, пищеварение и обеспечение тепла телу, а также речь и общение. Для более подробного рассмотрения этого вопроса см. Rama Prasad, op cit.
Когда человек делает еще один шаг и развивает контроль над этими пранами, он обретает способность напрямую заряжать энергией любой ментальный или физический аспект себя, который он выбирает. Как только «язык» освоен, он становится эффективным инструментом.
В этом контексте болезнь рассматривается как нарушение баланса праны. В серии тестов испытуемая, которую изучал доктор Карагулла, смогла точно диагностировать физические расстройства благодаря своей чувствительности к энергетическим паттернам пациентов. Поскольку энергетический дисбаланс предшествовал физическим недугам, она могла предсказывать болезни. «Энергетическая паутина или тело ясно показало это состояние за много месяцев до того, как оно стало очевидным в физическом теле». Когда энергия становится недостаточной, чрезмерной или плохо модулируемой в какой-либо части тела, возникает болезнь.
Даже путем мониторинга более ограниченного диапазона энергетических явлений, регистрируемых электрическими устройствами, гинекологи смогли выявить изменения электрического потенциала в области таза, которые сильно коррелировали с раком женских репродуктивных путей. (Л. Лангман, доктор медицины, «Значение электрометрического теста при раке женских половых путей», в Burr, op cit, стр. 151–172.) Позже, когда было выявлено 102 случая, в которых произошло такое изменение, у 95 из них был обнаружен рак во время операции (Burr, op cit, p. 54),
Считается, что регулирование потока праны возвращает систему в равновесие и излечивает расстройство. Считается, что функция акупунктурной стимуляции, которая, по крайней мере, временно воздействует на некоторые грубые праны, заключается в следующем: «в первую очередь забирать энергию из одной части контура и направлять её в другую - сдвигать эти энергии так, чтобы в одном возникла сбалансированная система».