Найти тему
VarТехник

Почему на Т-90М не поставят двигатель от «Арматы»?

Оглавление

Вопрос установки двигателя от Т-14 на уже существующие машины советской школы не уникален… Им задавались и ранее по ряду объективных причин, одна из которых – существование прототипов Т-72 и будущего Т-90 с Х-образным агрегатом. Но почему установку таких моторов до сих пор не реализовывают?

Возможность установки

Для начала давайте посмотрим на размеры двигателей семейства В-2 и Х-образных силовых агрегатов… Между собой, семейство В-2 почти не отличается, так что возьмём цифры В-46. Длина агрегата 1 480 мм, ширина 896 мм, а высота 902 мм. Если посмотреть на моторы «Арматы», то его размеры 900х1 845х830 мм. Отмечу, что здесь учитывается не только двигатель, но и трансмиссия.

Причина очень простая – при разработке А-85-3, он же 12Н360 была поставлена задача – разработать не отдельно двигатель, а моторно-трансмиссионный блок. Иными словами, чтобы удостовериться, что новый мотор влезет в Т-72 или Т-90, нам нужно узнать габариты МТО этих танков. Если считать хотя бы примерно, то мы получим цифру около1 750 мм. Иными словами, новый моторно-трансмиссионный блок не влезет в старые танки. Но как можно понять, более ранние проекты – Объект 186 и Объект 187 оснащались новыми агрегатами, пусть и после переработки кормы. Это правда, но здесь нужно учитывать второй немаловажный аспект…

-2

Проблемы после установки

Допустим, установить 12Н360 в МТО Т-90М всё-таки получилось, но какие проблемы могут возникать? Одна из основных – перегрев. Причина очень простая – система охлаждения для 12Н360 значительно больше, чем у семейства Т-72. Не спасает ситуацию даже меньшая высота моторно-трансмиссионного блока. Можно внести изменения на крыше корпуса, сделав её больше и переработав люки, но тогда возникает не менее интересный вопрос – куда выводить воздух?

В случае Т-72Б3 вопрос теплоотвода не критичен, а у Т-90М кормовая ниша башни перекрывает почти всё МТО. Из-за этого, рациональность переоснащения Т-90М на новые силовые агрегаты под большим вопросом.

-3

Что можно получить?

Если говорить о положительных моментах, то Т-90 получил лучшую мобильность. Как утверждают официальные источники, мощность 12Н360 имеет несколько ступеней. Максимальная мощность точно не известна, но указываются цифры 1 200-1 500 л.с., что в общем-то немало. Однако подобное улучшение ходовых характеристик будет стоить танку надёжности. Причина была указана выше.

С другой стороны, танк получит большие габариты (что не так критично), меньшую надёжность и ряд заводских дефектов, которые будут свойственны ранним образцам. В частности, Т-72 проектировался под совершенно другой двигатель и установка другого силового агрегата может повлечь ряд мелких, но критичных проблем.

-4

Подписывайтесь на канал. На нём регулярно выходят актуальные статьи на военную тему. Оценивайте контент и делитесь им с друзьями.