Найти тему
Mitya

Прана: Единая теория энергии.

Перевод главы из книги Свами Рама "Йога и психотерапия".

Йогическое понятие энергии является единым и включает в себя не только те энергии, которые участвуют в физических процессах. Она также включает в себя то, что называется “ментальной энергией".” И то и другое входит в йогический термин, обозначающий энергию, прану. В этом контексте pra означает “первая единица”, а na - “энергия".” Прана - это энергия, лежащая в основе любой деятельности, физической и умственной.

В психоанализе говорят, что ментальная энергия или либидо вкладываются в объекты или людей, на которых человек обращает свое внимание или привязанности. Первоначально Фрейд ввел этот термин для обозначения сексуальной энергии, которую он считал “запруженной” у невротиков. Он чувствовал, что неспособность направлять и регулировать такую энергию приводит к симптомам эмоционального заболевания. Это “гидравлическое” представление о сексуальной энергии как о чем-то почти материальном, что может быть “заблокировано”, подверглось широкой критике. В конце концов ортодоксальный психоанализ стал использовать этот термин в гораздо более ментальном смысле, чтобы обозначить тенденцию соотносить себя с людьми или объектами.

Тем временем Райх, один из самых блестящих, но противоречивых учеников Фрейда, придерживался первоначального сексуального значения концепции энергии Фрейда, и в его руках она стала еще более физиологичной и почти осязаемой. Её поток может быть заблокирован мышечным напряжением, её выход из тела предотвращен такими устройствами, как оргонная коробка, и её можно измерить с помощью механических устройств. Он пришел к выводу, что внимание к энергии более важно, чем к ментальному содержанию, и в конце концов перешел от разговорной терапии к более физическим техникам, таким как дыхательные упражнения и манипуляции с частями тела в попытке уменьшить то, что он считал “мышечными блоками”, к потокам энергии. По словам одного критика, он “довел психоанализ до крайней биологической крайности, сведя всю психическую жизнь к проявлению телесных потоков и спазмов.” Эту энергию он стал называть оргоном.

Биоэнергетические терапевты последовали примеру Райха, в то время как ортодоксальные аналитики сделали либидо в первую очередь психическим феноменом. Тем не менее, более раннее представление Фрейда о либидо шире по своему охвату и ближе к восточному понятию праны. Он рассматривал ее как энергию, которая легко расходуется через отношения, особенно сексуального характера, но которая также может, по крайней мере потенциально, быть смещена и преобразована (сублимирована), так что она становится силой, стоящей за менее грубой, более умственной и творческой (возвышенной) деятельностью. Все попытки западной науки или психологии интегрировать такого рода концепции с преобладающими представлениями о физической энергии оказались безуспешными. Поэтому более “научные” психологи сочли необходимым отвергнуть понятия психической энергии и либидо. В йоге, однако, это легче представить в перспективе. В него включен весь спектр энергий. Внутренний энергетический паттерн, который переживается, является результатом слияния ментальной энергии с физическими энергиями, которые мы обсуждали. Они оба находят общую точку соприкосновения в феномене праны.

Слияние ментальной и физической энергий создает тот уровень существования, который в йоге известен как “праническая оболочка” или “энергетическое тело".” Там, где умственная и физическая энергия соединяются вместе, отражается общее энергетическое состояние. С точки зрения йоги, большинство западных концепций биологической энергии оказались неудовлетворительными, потому что они охватывали только одну часть этой совокупности. Например, оргонная энергия Райха была более физической, в отличие от либидо Фрейда, которое стало более ментальным по своей природе. Аналогичным образом, концепции Месмера, Гальвани или нынешние исследования как эффект Кирлиана кажутся фрагментарными. Каждая из них, по-видимому, связана лишь с той областью опыта, к которой авторы имели доступ.

То, где отражается всё энергетическое состояние, можно назвать уровнем чистой энергии. Уровень чистой энергии - это пранический уровень или “оболочка". Эта энергия проявляется как в ментальной, так и в физической сферах, хотя их основная природа различна. Основная природа физического уровня - материя, а ментального - мысли. Однако пранический, или энергетический, уровень, который соединяет или связывает, состоит исключительно из энергии.

В теории йоги существует иерархия таких уровней. Они образуют упорядоченную непрерывную среду. В каждом уровне есть более высокая степень сознания, чем в предыдущем. На самом низком уровне существует физическое тело, на следующем уровне энергетическая составляющая человека, а уровнем выше - ментальный план.

Из-за взаимосвязи между тремя уровнями общая энергетическая ситуация может быть изменена через вход из ментальной сферы, либо с помощью входа с физического уровня. Таким образом, человек может выполнять определенную позу или дыхательное упражнение, которое физически усиливает или смещает фокус энергии, изменяя общую энергетическую картину. С другой стороны, он может использовать определенные умственные упражнения, концентрируя внимание на определенной точке тела, тем самым перемещая ментальную энергию и изменяя общий баланс. Многие из медитативных практик, используемых в йоге, можно рассматривать с этой точки зрения.

Энергии, связанные с движением конечностей и более грубыми физическими процессами, в практике йоги оказываются “более шумными”: то есть ощущения, производимые этими движениями, легче замечаются и могут “заглушить” ощущения более тонких энергетических перемещений, которые могут иметь место. По этой причине тот, кто хочет изучить прану и ее движения внутри себя, должен сначала принять спокойное, расслабленное и устойчивое положение. Это еще один способ взглянуть на то, что дают позы йоги, которые обсуждались в первой главе: когда тело и мышцы расслаблены, “грубые” праны успокаиваются. Когда ситуация спокойна таким образом, тонкие ощущения внутри, которые обычно не могут быть замечены, становятся ощутимыми.

Но в необычных обстоятельствах они также могут быть замечены, когда, случайно, они вдруг проявляются. Примером может служить чувство напряжения в груди, которое приходит с “открытием своего сердца” другому с чувством сострадания. Другой пример - переживание “бабочек в животе” из за боязни сцены.

Опыт, который возникает, когда один аспект тонкой энергии внезапно приходит в осознание, наглядно описан Гопи Кришной, учеником, который наткнулся на этот уровень сознания благодаря своему самоисследованию и практике без помощи учителя.

Я обнаружил...язык пламени, облизывающий мой живот, словно часть струящейся энергии...он был направлен в область желудка, чтобы ускорить процесс пищеварения. Я лежал без сна, онемев от изумления, наблюдая, как это живое сияние перемещается с места на место по всему пищеварительному тракту, лаская кишечник и печень, в то время как другой поток вливался в почки и сердце. Я ущипнул себя, чтобы убедиться, спал я или нет, совершенно ошеломленный тем, что я наблюдал в своем собственном теле, совершенно бессильный регулировать или направлять течение...все, что я мог чувствовать, - это мягкое и успокаивающее тепло, проходящее по моему телу, когда поток перемещался от точки к точке.

Сдвиги в этом общем энергетическом паттерне можно ощутить, и пути, по которым следуют такие энергетические сдвиги, были очень подробно описаны теми, кто погружался в подобное исследование (см. рисунок 2d). Эти пути или направления, по которым следуют такие движения энергии, являются нади, которые мы назвали “каналами".” Их конфигурация и распределение чрезвычайно сложны. Говорят, что семьдесят две тысячи из этих каналов или путей были описаны теми, кто развил в себе чрезвычайную чувствительность к ним.

Рисунок 2d.
Рисунок 2d.

Определенный диапазон более физических пран был нанесен на карту в акупунктуре, древней системе медицины, которая практикуется в основном в Китае. На этом уровне энергии описаны двенадцать основных каналов, проходящих через тело. Это энергетические схемы, которые были уподоблены электрической проводке. С точки зрения йоги, они являются частью более грубого уровня энергетических полей, которыми можно физически манипулировать с помощью введения игл и т. д. Хотя они, по-видимому, представляют собой лишь фрагмент спектра энергетических форм, которые представляют некоторый практический интерес, поскольку они легко доступны для входа извне. Однако йогические нади, которые эмпирически выводятся “изнутри”, по-видимому, охватывают все различные полярности и “энергетические поля”, включая те, которые описываются акупунктурой.

Эти энергетические пути, описанные в йогической традиции, пересекаются и сходятся в определенных центрах, расположенных вдоль оси тела. Это примерно соответствует спинному мозгу, и энергетические центры, расположенные вдоль этой линии, называются на санскрите чакрами. Эти центры были заново открыты и описаны во многих различных культурах. Идентичные места отмечены в таких далеких и не связанных с Индией культурах, как индейцы хопи в Америке, и в настоящее время более подробно были описаны доктором Карагуллой.