Найти тему
Круто об искусстве

Из Грузии с любовью.

Нико Пиросмани "Рыбак в красной рубашке", 1908. Государственный музей искусств Грузии, Тбилиси.
Нико Пиросмани "Рыбак в красной рубашке", 1908. Государственный музей искусств Грузии, Тбилиси.

Сегодня его именем назван дизайнерский бренд довольно модной питерской одежды, огромное количество ресторанов кавказской кухни, вино... Его "Арсенальская гора ночью" в 2007 году ушла с молотка на аукционе Sotheby`s за 1 млн. фунтов стерлингов, а сам он умер в кромешной нищите от голода и холода в сыром грузинском подвале.

Готовьте носовые платки, поскольку сегодня я расскажу вам о НИКО ПИРОСМАНИ (дадада, уже допускаю тот накал страстей, в контексте моего давнишнего поста про Фриду Кало, но в начале, все-таки, о Пиросмани).

https://zen.yandex.ru/media/art_cool/artterapiia-a-ne-iskusstvo-5f86cafa01c3532accd58d9f

Его случайно открыли братья Зданевич (поэт Илья и художник Кирилл), которые увидели в Тифлисе одну из его работ.

"Летним вечером 1912 года… Мы вошли в большой и просторный зал трактира. На стенах висят картины… Смотрим на них изумленные, растерянные - перед нами живопись, подобной которой мы не видели никогда! Совершенно оригинальная, она была тем чудом, которое мы искали. Кажущаяся простота картин была мнимой. В них легко можно было разглядеть отзвуки древних культур Востока, но традиции народного грузинского искусства преобладали" (Кирилл Зданевич).

А Пабло Пикассо, уже будучи признанным и обласканным публикой художником, благосклонности которой при жизни так и не удалось добиться Пиросмани, говорил, что завидует судьбе грузинского художника-примитивиста, сумевшего наполнить светом черную клеенку.

Дадада, именно обычную трактирную клеенку - денег не было, пришлось научиться РАССКРАШИВАТЬ ТЬМУ. Так могут делать только дети... или взрослые, которые смотрят на мир глазами ребенка.

О самом художнике нам известно довольно мало, преимущественно вся информация базируется на легендах и слухах о нем (воспоминания современников разрозненны и неполны). Так, даже дата его рождения до конца не определена - примерно 1862 год (год смерти 1918).

Известно, что Пиросмани родился в селе Мирзаани в Кахетии в обычной крестьянской семье. Рано став сиротой, мальчика отдали на служение в зажиточную семью Калантаровых в Тифлисе, которые любили юношу как родного (у него была собственная комната, его брали с собой в театр и на молитву в храм).

Такое трепетное отношение сыграло с Пиросмани злую шутку: с одной стороны, именно благодаря Калантаровым художник сохранил чистоту детской души и доброе отношение к миру, с другой - оказался абсолютно не приспособлен к тяготам взрослой жизни.

Но Пиросмани честно пытался устроиться, правда, безуспешно. Так, например, в 28 лет он работал кондуктором на Закавказской железной дороге. Работник из него вышел не важный - постоянно опаздывал на работу и систематически нарушал служебные инструкции, за что получал штрафы от начальства. Более того, часто болел. Итог: отставка.

Спустя какое-то время, на занятые у друзей деньги и пособия, он открыл молочную лавку. Но и тут все шло совсем не по маслу: гордый кахетинец мог нагрубить выгодному покупателю и дать полную корзину товара в долг бедняку, который неизвестно когда его вернет (да и вернет ли). Итог: Пиросмани разорился, бизнесмена из него не получилось ("Белая корова на черном фоне" и "Черная буйволица на белом фоне" служили вывесками к его лавке).

Причины разорения до сих пор неясны: то ли обманул друг-компаньон, то ли, по доброте душевной, нараздавал слишком много, то ли случилась роковая любовь - художник увидел выступление французской артистки кафешантана Маргариты де Севр и потерял голову. А еще подарил ей "целое море цветов".

Дадада, известная песня Раймонда Паулса на стихи Андрея Вознесенского посвящена именно этой истории. Вы знали?!

Легенда гласит так: чтобы завоевать Маргариту, Пиросмани продал свое имущество и на вырученные деньги скупил все цветы в городе. Дело было весной и, на самом деле, роз еще не было. Поэтому Пиросмани купил разные цветы и усыпал пестрым ковром их на улице перед ее домом. Сирень, акации, анемоны, бегонии, лилии, маки, пионы... Было ли их действительно миллион или меньше, история умалчивает. Но, говорят, в тот день опустели все цветочные лавки Тбилиси.

Но, конечно, у Пиросмани с этой Маргаритой не было никаких шансов - холодный, голодный и нищий против обеспеченных светских львов. Тем не менее, отвергнутый художник не ожесточился, а простил Маргариту (он вообще всегда всех прощал и был очень добрым человеком). На его портрете артистка изображена в белом платье, с букетом цветов, средь лугов. Она не стоит на земле, а парит, будто ангел, и только два срубленных дерева напоминают о несостоявшемся союзе.

Нико Пиросмани был самородком и самоучкой - он жадно учился у странствующих мастеров. В общем-то он тоже стал таковым - путешествовал, поскольку собственного жилья не имел, и рисовал на заказ (рисовал, не писал, ибо пишут только профессиональные мастера). Работал за еду и за рюмку чачи, расписывая дуканы (трактиры) и создавая вывески - все по заветам своих странствующих учителей.

Живопись стала единственным ремеслом, на которое Пиросмани оказался способен. И слава богу, хочется сказать, потому что его образы сквозят первобытной чистотой, это почти иконы или фрески.

Любительские конечно, оттого столь чистые и честные.

Он рисовал просто - без эскиза, набросков, без продумывания композиции и выстраивания перспективы. И сюжеты его были простые - продавцы, односельчане, женщины с детьми... Такое до скрипа в груди близкое и до радости в сердце детское искусство.

Лубок, грузинские обычаи, фольклор и икона были его отправными точками. Никакой истории искусства он не знал и в помине. Поэтому и клише в его творчестве никаких нет - тут грузинский дух, тут Грузией пахнет.

А его животные! У них ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ ГЛАЗА. Так может рисовать только взрослый, но взрослый, который сохранил в себе ребенка, его чистоту и искренность. И непосредственность, которая во многом, думается, существует от незнания и в этом плане он, наверное, был счастливчиком (от незнания, конечно, живописного характера, не бытового - в этом плане ему сполна пришлось хлебнуть горюшка).

В 1913 году, не без участия братьев Зданевич, несколько работ Пиросмани попали на экспозицию футуристов в Москву (выставка "Мишень"). В 1916 году все те же братья устроили однодневную персональную выставку художника в Тбилиси в своей квартире.

Пиросмани заметили и вскоре на него обрушилась слава. Слава, не деньги. Грузинское художественное общество даже разыскало художника и пригласило на собрание. Зная о жизненных трудностях, члены собрали и вручили ему 10 рублей. Но гордый Пиросмани не признавал подаяний. Он взял деньги с условием, что купит на них краски и напишет картину для Художественного общества. И слово свое сдержал - через несколько дней принес полотно "Свадьба в Грузии былых времен". Больше на собраниях Общества его никто не видел.

Что касается славы Пиросмани, то тут было не все так радужно - она быстро сменилась насмешкой.

Кто-то даже создал карикатуру на него, которая больно ранила художника. В сердцах он порвал все работы, которыми ранее гордился. И превратился в затворника, окончательно отвернувшись от людей, которые всю жизнь продолжали считать его чудаком.

Он умер в каморке под лестницей в подъезде старого тифлисского дома, нищий (после введения сухого закона многие духаны Тбилиси перестали работать, и художнику нечем стало зарабатывать на жизнь) и всеми забытый, был похоронен как бездомный и безродный, а место его могилы до сих пор неизвестно.

"Ни у кого из художников я не знал подобного ощущения Грузии, как у Нико. Мне кажется, что с появлением его картин моя жизнь стала богаче, счастливее. Когда я любуюсь картинами Пиросмани, я чувствую, как могучие силы и соки земли, заключенные в клеенки Нико, обновляют меня" (художник Давид Какабадзе). 

Нико Пиросмани "Мальчик на осле". 1910ые. Национальная галерея Грузии им. Шеварднадзе, Тбилиси.
Нико Пиросмани "Мальчик на осле". 1910ые. Национальная галерея Грузии им. Шеварднадзе, Тбилиси.

А теперь о Фриде, Пиросмани и их формотворчестве😅

1️⃣ Фрида - это такой личный дневник, не рукописный, а живописный. Это ТОЛЬКО ЕЕ ЖИЗНЬ, ЕЕ ТРАГЕДИЯ, ЕЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДРАМА, которую благодаря живописи она пыталась исцелить. Это АРТ-ТЕРАПИЯ. И это ее БРЕНД. Сознательный.

Пиросмани - это художник. Он писал потому что не мог иначе. И писал он О ЖИЗНИ ВООБЩЕ и О ГРУЗИИ ВООБЩЕ.

2️⃣ Да, они оба самоучки и оба с довольно скверным рисунком. Но, вся разница в том, что рисунок Фриды ГОВОРИТ о ней и ее бедах - это как рыться в чужом нижнем белье, в данном случае в белье Фриды, причем она сама же нам этот шкаф и открыла.

Пиросмани - это ребенок и смотрит на мир он глазами ребенка. Его рисунок ПОКАЗЫВАЕТ. Это очень доброе искусство, именно наивное, в котором очень много грузинский пряностей.

3️⃣ Что касается культурных кодов. У Фриды их нет. Ее творчество есть способ пережить ее же боль. Это, повторюсь, ее личный дневник, который позже стал ее бредом и она этим умело пользовалась.

У Пиросмани они есть. Это дух Грузии, ее быт, обычаи, фольклор (грузинское вообще) - все то, что близко и понятно художнику, то, в чем он жил и рос. И это насмотренность - анализ жизни, анализ человека, анализ культуры.

И он, как иконописец, у которого золотой фон сменяется на черный (король черного цвета), но не потому, что мрак царит везде, а потому что денег не было (клеенка и краски делал сам), ОСВЕТЛЯЕТ ТЬМУ (чтобы сэкономить на красках, он оставлял незакрашенные области там, где требовался темный цвет). Пиросмани вообще во многом, если не во всем, очень про христианство, близкое ему и понятное.

🔸🔸🔸

Вывески, так поразившие Зданевичей, со временем почти все исчезли - в трудные годы в Грузии из них делали печные трубы. Из 2000 картин до наших дней дошло менее 300. Ниже небольшая подборка 😊⬇️

-3
-4
-5
-6
-7
-8
-9
-10
-11
-12
-13
-14
-15
-16
-17
-18
-19
-20
-21
-22