О чём новый фильм одного из самых успешных британских режиссёров современности? Как раскрываются новые грани актёрского амплуа Джейсона Стэйтема? И почему «Гнев человеческий» зрителю понятнее «Джентльменов»?
Что не так (или всё так) с сюжетом?
Идея фильма была заимствована у французов. Гай Ричи честно указал в титрах, что его картина является ремейком французского фильма Николя Бухрифа «Инкассатор» 2004 года. С одной стороны – это правда, ведь ключевая мысль, так называемая база, сохранена, но Ричи довольно серьёзно переработал сценарий. «Инкассатор» – замечательный французский фильм, но он снят совсем иначе, и акценты там расставлены по-другому.
По сюжету главный герой – серьёзный мужчина средних лет (Джейсон Стэйтем), который приезжает в США из Европы. В Америке его с большим удовольствием принимают на работу инкассатором в частную контору, поскольку с виду человек он вполне серьёзный и надёжный, без лишних «балластов» в виде семьи, с блестящими рекомендациями из охранного агентства, где он трудился ранее. Ему дают кличку Эйч (H), и незамедлительно вводят в курс дела. Вот тут начинается самое интересное, поскольку Эйч – тёмная лошадка, его документы подделаны, а в целях у него вовсе не работать простым охранником.
В новой картине Гая Ричи очень органично развиваются события, флешбеки возникают в нужное время, лишних сюжетных линий, отвлекающих внимание не так много, оттого фильм не затянут и смотреть его приятно.
Гай Ричи уходит из Лондона (но не совсем)
Вот удивил, так удивил! Британский «до мозга костей» режиссёр показывает события, происходящие на американской земле, в Южной Калифорнии, ещё точнее – в Лос-Анджелесе. Но не всё так однозначно, ведь основные съёмки проходили в Лондоне. Только некоторые сцены пришлось отснять в Калифорнии, но только чтобы не шокировать зрителя и дать сориентироваться в пространстве.
Что оценил российский зритель?
Антон Долин в интервью Ю. Дудю говорил о режиссёре Гае Ричи: «человек, который технически создаёт фильмы, а не вкладывает в них действительно какой-то большой талант или вдохновение».
Пожалуй, в чём-то кинокритик прав, у Ричи и правда картины получаются чисто технически очень удачными (это я не о хороших камерах и спецэффектах). Здесь речь о том, что режиссёр знает, где можно добавить накал страстей; где нужна любовная линия, а в каком фильме она вообще излишняя; за что должен бороться и за кого должен мстить главный герой (жену, сына, или, ну не знаю, да хоть за убитую собачку – это будет всегда «в тему» и «к месту»). Гай Ричи не просто знает, он грамотно применяет это в своих картинах, и итоговый результат нравится зрителю.
Безусловно, для любителей подобного жанра имя Стэйтема в титрах – не пустой звук. Сильный борец за правду, чётко раскидывающий по углам недругов – идеальный главный герой. Российскому зрителю будут максимально понятны все действия персонажа в исполнении любимого актёра (даже если некоторые из них будут не совсем адекватны). Не секрет, что режиссёр фильма и Стэйтем давно знакомы и дружны, именно Ричи в 1998 году открыл для мира кино этого брутального красавца («Карты, деньги, два ствола»).
Понятно, что уровень взаимопонимания между режиссёром и актёром очень важен, а в данной ситуации он достиг высокого уровня, и работают они вместе продуктивно.
В новой картине Стэйтем лично мне показался каким-то другим. Нет, он всё также лихо раскидывает своих соперников, стреляет с невозмутимым лицом, но что-то в нём появилось невидимое человеческому глазу: какая-то мудрость или внутренняя философия. Может это «приобретение» для актёра возрастное, но оно точно в его пользу.
Фильм действительно ориентирован на одного главного героя и его истории, все остальные актёры – лишь некое приложение, просто для нужного антуража. Однако, среди них были заметные фигуры из мира кинематографа. Главного антагониста вполне убедительно сыграл Скотт Иствуд. Карьера у парня не столь ошеломительная, как у его знаменито отца, но Скотт явно не обделён актёрским талантом.
Кроме того, в фильме можно увидеть Джоша Хартнетта в роли задиристого и трусоватого коллеги главного героя. После военной драмы «Перл-Харбор» (2001) и криминального триллера «Счастливое число Слевина» (2005) у актёра не было больше ярких ролей, что очень странно, на мой взгляд. Хартнетт – хороший актёр, прекрасно чувствующий свои роли, вот и в фильме Ричи его роль была маленькой, но сыграна великолепно.
В картине «Гнев человеческий» хорошо постелены боевые сцены – ещё один момент, который зритель оценит. Для фильма в жанре боевик сцены драк и перестрелок очень важны, но с ними лучше не переусердствовать, чтобы не получилось одно сплошное кровавое месиво. И Гай Ричи выделяет в хронометраже именно столько времени на все эти «мероприятия», сколько необходимо.
«Гнев человеческий» и «Джентльмены»
Всего лишь год назад вышел фильм Гая Ричи «Джентльмены», и вот опять новинка. Фильм с МакКонахи мне очень понравился: тонкий, со вкусом и не такой занудный (прошлые подобные фильмы Ричи я еле досмотрел). «Джентльмены» и «Гнев человеческий» сняты в похожих жанрах, одним и тем же человеком, но получились совершенно разными. Если «Джентльмены» подойдут для более «интеллигентного» зрителя, который любит очень закрученные сюжеты, большое количество разноплановых героев, то «Гнев человеческий» пойдёт «в массы». И это вовсе не о том, что аудитория Стэйтема – более ограниченная, она просто шире, а сюжет понятнее.