С приходом к власти нового президента мировое сообщество с нетерпением ждёт первых указов и распоряжений Джо Байдена. Будет ли он действовать согласно ранее намеченному плану или же в рамках стремительно меняющейся геополитической ситуации новой администрацией будут приниматься неожиданные стратегические решения?
После четырёх лет президентства Трампа список стран, с которыми Америка сохранила как минимум дружественные отношения, существенно сократился. Крайне неудачное ведение “республиканцем” внешней политики способствовало стремительному нарастанию геополитического напряжения, в том числе послужило началу торговой войны с Китаем.
Курс “Пекин-Вашингтон” на протяжении всего срока являлся приоритетным для Трампа. Экономический конфликт бесперебойно подогревался наложением очередных пошлин и налогов попеременно с обеих сторон. Однако желаемых результатов благодаря ожесточённой торговой конфронтации достигнуто не было (вместо предполагаемого увеличения производства и числа рабочих мест Америка понесла большие издержки). Расследование дела по обвинению Китая в краже интеллектуальной собственности и ценовой дискриминации привело к усилению разногласий между странами и отложило переговоры о стабилизации отношений в долгий ящик.
После победы в выборах “демократа” у мирового сообщества и представителей китайского правительства, в частности, появилась уверенность в прагматичном подходе к устранению китайско-американского конфликта, объясняемая многолетним государственным и дипломатическим опытом Джо Байдена. Однако ожидания оказались напрасны: администрация Байдена в первые же дни заявила о том, что основным внешнеполитическим курсом по-прежнему останется “Пекин-Вашингтон”.
В начале текущего года министром финансов Соединённых Штатов Джанет Йеллен было объявлено решение Вашингтона об отмене пересмотра ранее введённых торговых тарифов в отношении Поднебесной. Вдобавок американские власти предъявили беспрецедентное обвинение Китаю в свершении преступлений против человечества (группа преступлений в международном праве) касательно жителей Синьцзян-Уйгурского автономного района (СУАР).
Новая администрация в лице Энтони Блинкена (госсекретарь США) сообщила о несогласии снижать уровень оказываемого на Китай давления, а также определила девиз выбранной дипломатической направленности: “Америка возвращается!”.
Недавняя публикация доклада Торгового представительства США на тему нарушений Пекином основных положений международной торговли обещает ещё большее обострение отношений между двумя державами. (Китай полностью контролирует экономику и торговлю, что создаёт существенные барьеры для объективной конкуренции).
В ситуации, когда обе стороны терпят массовые убытки, следует искать дополнительные пути выхода из некомфортного и местами опасного положения. США также, как и Китай находятся в непростых отношениях со странами Запада, поэтому потенциальными союзниками станут государства из других регионов. Вашингтон находит сторонников в Индо-Тихоокеанском регионе и одновременно пытается реабилитироваться в глазах Запада после дилетантской политики Трампа, а Пекин заключает стратегические альянсы со странами Ближнего Востока и укрепляет экономические отношения с Россией. Напоминает новый биполярный мир, не так ли?
Смена президента Соединённых Штатов не принесла ожидаемых изменений в характере китайско-американских отношений, но это совсем не означает, что дипломатические методы останутся неизменными (присущие предыдущему главе государства). Возможно, на ближайшее время достижение перемирия и не является реально выполнимой задачей, однако результаты конфронтации, очевидно, поспособствуют развитию торговых отношений со странами, ранее не задействованными в крупнейшем международном товарном обороте.