Найти тему
ЭХ, ПРОКАЧУ!

«Дорогая Елена Сергеевна» - типичный фильм Рязанова

Я много раз читала о том, что трагедия «Дорогая Елена Сергеевна» (1988) нетипична для рязановского почерка. Я долгое время полагала, что да – Эльдар Александрович решил подзаработать на конъюнктурной, горячей тематике: циничная, злая молодёжь VS упёрто-наивная училка. Однако эта пьеса, написанная Людмилой Разумовской аж в 1980 году, уже в том же году привлекла Рязанова, но тогда ему не дали это снимать. И вещь очень даже рязановская.

Кадры из фильмов «Гараж» (1979) и «Дорогая Елена Сергеевна» (1988). Скриншоты. Источник - YouTube.
Кадры из фильмов «Гараж» (1979) и «Дорогая Елена Сергеевна» (1988). Скриншоты. Источник - YouTube.

Более того, она является логическим продолжением «Гаража» (1979) и совпадает с ним композиционно. Да, история с гаражным кооперативом – комедия, но смысл примерно тот же – «дивный новый мир» делится на хищников и травоядных. Важный нюанс – тема замкнутого помещения, где проистекает напряжённое действие. Причём, и там, и тут – пространство невозможно покинуть, ибо все фигуранты оказались заперты. Поведение людей, резко потерявших человеческий облик.

И «Гараж» и «Дорогая Елена Сергеевна» — это истории одной и той же «лирической героини», находящейся в центре повествования. В «Гараже» - это нелепая тётечка по фамилии Малаева в исполнении острохарактерной Лии Ахеджаковой, но Елена Сергеевна точно такая же. Она красива, в отличие от Малаевой, хотя, давным-давно перестала считать себя женщиной, но для комедии нужен гротеск Ахеджаковой, а для трагедии – надрыв Неёловой.

Кадры из фильмов «Дорогая Елена Сергеевна» (1988) и «Гараж» (1979). Скриншоты. Источник - YouTube.
Кадры из фильмов «Дорогая Елена Сергеевна» (1988) и «Гараж» (1979). Скриншоты. Источник - YouTube.

Но суть у них – всё та же. Говорят лозунгами, вроде бы точными, но – пустыми. Беззащитные и – противные. Генераторы правильных слов. Потому что – всё в их жизни позёрство, а не прямая честность. И Малаеву, и Елену Сергеевну жестоко обыскивают – в поисках ключа. Но сходство не только с «Гаражом» - с «Иронией судьбы» не менее явное. Учительница, живущая с мамой и давно без отца. И ещё. Женщина не первой молодости …без мужа в доме.

Полагаю, что у Елены Сергеевны, как у Нади Шевелёвой, тоже были романы, уводящие в тупик. Неслучаен и акцент на фотографиях обеих героинь в пору цветения – когда те были юны и божественно-прекрасны. Елена Сергеевна тоже отвергла бы Ипполита в пользу залётного Лукашина, а Надя Шевелёва утроила бы точно такое же дешёвое и при том – чудовищно-страшное шоу с ключом от сейфа.

Кадры из фильмов «Дорогая Елена Сергеевна» (1988) и «Ирония судьбы» (1975).
Кадры из фильмов «Дорогая Елена Сергеевна» (1988) и «Ирония судьбы» (1975).

Да, у Елены Сергеевны в доме тоже есть гитара – в одной из сцен с ней таскается пьяный Витёк! Обе дамы считают себя интеллигентками, несущими добро. А по факту они швыряются красивыми фразами и то, что более-менее хорошо проскакивало в начале-середине 1970-х, уже не годилось для финала 1980-х. То есть Надю ожидает всё та же циничная поросль, что и Елену Сергеевну.

Так что вполне рязановская расстановка и типичный для него характер конфликтов, разве что всё - более жестоко. В фильме показано, куда уводят романтические и при том - бессмысленные идеалы, ничем не подкреплённые, кроме болтовни. И если у Малаевой и Шевелёвой были защитники, то у Елены - увы. Поэтому финал - летальный, скорее всего. И уже без разницы, что ребята не взяли ключ.

Zina KorZina (c)