Найти в Дзене

Как научить ребенка реагировать на устную речь и выполнять инструкции?

Я работаю как логопед-дефектолог и специалист по прикладному анализу поведения и в своей практике часто встречаю детей, которым трудно воспринимать устную речь на слух. Ребята либо совсем не реагируют на инструкции, либо реагируют неправильно. Ниже привожу несколько рекомендаций, который будут полезны родителям, если у ребенка есть такие трудности. Хочу напомнить, что это рекомендации общего характера и ни в коем случае не заменяют системную коррекционную работу с ребенком. - Обязательно привлеките внимание ребенка, перед тем, как дать ему инструкцию! Убедитесь, что ребенок Вас слушает и смотрит на Вас. До того, как обратиться к ребенку с другого конца комнаты с инструкцией, подойдите к нему и дотроньтесь до него, чтобы привлечь внимание. Если ребенок хорошо отзывается на имя, всегда зовите его по имени перед тем, как дать инструкцию. - Инструкция должна иметь смысл для ребенка! Когда Вы говорите: «Подойди к двери» без какой-либо причины, это не функциональная инструкция. Когда Вы гов

Я работаю как логопед-дефектолог и специалист по прикладному анализу поведения и в своей практике часто встречаю детей, которым трудно воспринимать устную речь на слух. Ребята либо совсем не реагируют на инструкции, либо реагируют неправильно.

Ниже привожу несколько рекомендаций, который будут полезны родителям, если у ребенка есть такие трудности. Хочу напомнить, что это рекомендации общего характера и ни в коем случае не заменяют системную коррекционную работу с ребенком.

личная фотография
личная фотография

- Обязательно привлеките внимание ребенка, перед тем, как дать ему инструкцию!

Убедитесь, что ребенок Вас слушает и смотрит на Вас. До того, как обратиться к ребенку с другого конца комнаты с инструкцией, подойдите к нему и дотроньтесь до него, чтобы привлечь внимание.

Если ребенок хорошо отзывается на имя, всегда зовите его по имени перед тем, как дать инструкцию.

- Инструкция должна иметь смысл для ребенка!

Когда Вы говорите: «Подойди к двери» без какой-либо причины, это не функциональная инструкция. Когда Вы говорите: «Подойди к двери» с определенной целью (мы выходим на прогулку) - это функциональная инструкция.

Ребенок должен получать подкрепление (что-то полезное и приятное для себя) либо после выполнения инструкции от Вас, либо естественным образом после выполнения инструкции (садится за стол после Вашей инструкции, чтобы получить полдник).

Составьте список инструкций, которые вы будете использовать при обучении. Выбирайте инструкции, связанные с предметами и местами, знакомыми ребенку.

- Обратите внимание на формулировку Вашей инструкции.

Сообщение должно быть простым и четким. Например, если Вы хотите, чтобы ребенок подошел к двери, Вы можете просто сказать: «Дверь» - и затем физически помочь ребенку подойти к двери. Если ребенок способен реагировать на чуть более сложные предложения, Вы можете сказать: «Подойди к двери».

Большинство учеников с трудностями восприятия устной речи не будут реагировать на комплексную инструкцию: «Мы готовимся пойти гулять, поэтому наденем штаны и кофту, потом пойдем в коридор, откроем шкаф, достанем шапку и курточку, поэтому, пожалуйста, принеси колготки, я помогу их надеть». Если Вы обычно разговариваете с ребенком подобным образом, скорее всего, он воспринимают речь как «белый шум».

Помните, что все произносимые нами слова должны иметь отношение к цели – быть понятыми ребенком! Если мы вставим инструкцию в середине потока слов, ребенок, скорее всего, не будет реагировать!

- Был ли ребенок в ситуации, когда инструкции повторялись снова и снова, много раз? Если да, то он усвоил, что не обязательно отвечать, когда к нему обращаются в первый раз (а может быть, даже и во второй, третий или четвертый). Не повторяйте инструкции, если ребенок не реагирует немедленно!

Надеюсь, рекомендации будут полезны!

Всегда Ваша, Е.А.