Голландских моряков в XVII веке можно было узнать по шрамам на лице. В этом виноват тот самый «сникерсни».
Не шоколадный батончик! Его назвали Сникерсом (Snickers) в честь любимой лошади основателей бренда, что переводится буквально как «тихое ржание» (хихиканье, смешок). Но в английском языке есть другое слово «сникерсни» (snickersnee), которое не имеет отношения к смешкам и лошадям.
Слово snickersnee (сникерсни) появилось ещё в XVI веке, это искаженный вариант голландского выражения steken of snijden — «колоть и/или резать», так называли фламандскую дуэль на ножах.
Особенно любили это развлечение голландские моряки, но на судне или в помещении устраивать такие дуэли было запрещено. На голландских кораблях даже существовало такое наказание: если кто-то из моряков ранил ножом своего товарища, то преступника прибивали этим же ножом к мачте.
Исследователь Черевичников в книге «Всемирная история поножовщины» пишет:
«26 февраля 1654 года моряк Хендрик Юрианс угрожал ножом капралу и был приговорён к ста ударам плетью и прибиванию руки к матче ножом до тех пор, пока ему не удастся вытащить нож».
Англичане высмеивали странное развлечение голландцев и называли их разбойниками и пьянчугами. Описывая в книгах Амстердам, обязательно упоминали эту народную дуэль. Английский поэт Сэмюэла Роулендс назвал в своём произведении эти ножи «стикорснай», потом название ножей (и дуэли) в речи англичан вовсе превратилось в «сникерсни», в таком виде и вошло в словари.
Было даже такое разговорное выражение: «Тебя ждёт сникерсни!». Зная этот факт, смысл лозунга «Не тормози — сникерсни!» меняется не в лучшую сторону.
Интересно, что в России это слово тоже было известно. В 1816 году Н. Ф. Грамматин добавил его в «Новый английско-российский словарь».
«Сникерсни есть разрезание ножами, поединок на ножах, употребительный в Голландии между простым народом».
Примерно в конце XIX века слово «сникерсни» совсем вышло из употребления.
К счастью, сейчас Амстердам ассоциируется с тюльпанами, велосипедами, свободой самовыражения, а не с пьяными моряками и привычной для XVII века поножовщиной.