Недавно Агния, ей 1 год и 8 месяцев, принесла мне музыкальную игрушку и сообщила, что в ней песня про мишку (сказала "Ми-ка"). Я послушала - действительно, песня из мультфильма "Умка" (про белого медведя).
Ложкой снег мешая,
Ночь идет большая,
Что же ты, глупышка, не спишь?
Спят твои соседи -
Белые медведи,
Спи скорей и ты, малыш.
Как видно на фото, на игрушке нет опознавательных знаков, подсказывающих, что на этой кнопке будет песня про медведя. Игрушка эта не наша, а бабушкина, у которой мы бываем очень редко (три раза были). Получается Агния услышала песню и вспомнила, что видела такой мультик, про мишку.
Этот факт меня заинтересовал, поэтому я углубилась в тему памяти :)
Виды памяти
- По характеру психической активности:
- двигательная;
- эмоциональная;
- образная;
- словесно-логическая.
2. По характеру целей деятельности:
- произвольная;
- непроизвольная.
3. По продолжительности сохранения материала:
- долговременная;
- кратковременная;
- оперативная.
Специалистам удалось установить, что мозг ребенка с первых дней способен улавливать разницу в раздражителях, дифференцирует их, а следовательно, и запечатлевает в своих системах памяти. В первые же дни у ребенка можно выработать привыкание не только к звуковым, но и к обонятельным, к световым раздражителям. Это означает, что анализаторы ребенка готовы к восприятию сигналов внешней среды, его мозг способен различать их и запоминать.
Двухнедельный младенец, привыкший к тому, что его перед кормлением берут на руки, начинает затихать и искать губами грудь матери, как только его вынут из колыбели. Это двигательная память.
К концу первого полугодия, у ребенка появляется узнавание. Например, появление матери, которая повседневно заботится о ребенке, вызывает у него положительную реакцию. Младенец улыбается, всплескивает ручками, издает тихие звуки. Такое узнавание требует установления более сложных временных связей между ответными реакциями ребенка и определенным комплексом раздражителей. Это эмоциональная память.
Через некоторое время ребенок узнает мать, отца, бабушку и других близких ему людей. Легко отличает своих от чужих, начинает узнавать предметы. К концу первого года жизни ребенок правильно реагирует на такие простые просьбы родителей, как «покажи носик», «дай ручку», «где ушко?». Ребенок запоминает звукосочетания, а затем и слова, связывает их с определенными действиями, предметами, частями своего тела. Создается возможность воспроизведения образа предмета в его отсутствие. Первые представления об отсутствующих предметах в более или менее отчетливой форме отмечаются у детей в конце первого и в начале второго года жизни.
Объем и прочность детской памяти увеличивается с возрастом:
в 8 месяцев период скрытого узнавания составляет 10 дней (то есть ребенок может удержать в памяти информацию об отсутствующем предмете 10 дней);
в 1 год период скрытого узнавания составляет 2-3 недели;
в 2 года период скрытого узнавания составляет 1,5 – 2 месяца;
в 3 года период скрытого узнавания составляет 1 год.
Главной особенностью памяти ребенка этого периода является её непреднамеренный характер, то есть все запоминается как бы «само собой». До 3 – 4 лет память ребенка носит преимущественно непреднамеренный характер. Ребенок еще не только не умеет ставить перед собой цель запоминать - вспоминать, но и не принимает исходящую из вне задачу. Не овладевает он и теми способами, приемами, которые позволили бы ему преднамеренно осуществить процессы запоминания и воспроизведения.
На ранних этапах развития, пока память включена в процессы ощущения и восприятия или тесно связана с ними, ребенок легко запечатлевает яркие, красочные, необычные, движущиеся предметы, привлекающие внимание своей новизной и динамикой. Непроизвольно может запечатлеться и то, что многократно повторяется: ребенок запоминает дорогу, по которой ходит со взрослыми, расположение игрушек, если он приучен их убирать, легко запоминает сказки, которые основаны на повторах («Колобок», «Теремок», «Репка» и др.).
Для детей 3—4 лет требование взрослых запомнить, а затем припомнить ряд слов (в лабораторных опытах) еще не приводит к нужному результату из-за отсутствия мотива запоминания. Другое дело мотив в условиях игры. Ребенок берет на себя роль «покупателя», принимает задачу «купить» для детского сада то, что ему поручено, а в «магазине» для него становится необходимой цель вспомнить, что нужно «купить». Цель запомнить и припомнить для ребенка, участвующего в игре, имеет совершенно конкретный смысл. Следовательно, в условиях игры мнемические цели выделяются значительно легче.
В каком возрасте возникают первые прочные воспоминания?
Чаще всего помнятся события, участником которых ребенок был в 5 – 6 летнем возрасте, однако здесь велики индивидуальные различия.
Известны воспоминания, прочно сохранившиеся даже с 3 – 4 лет и ранее. Например, у Л. Н. Толстого самые первые воспоминания о детстве относились ко времени, когда ему было всего 2 года. Известный английский электрофизиолог В.Г. Уолтер помнил некоторые события, происходившие с ним, когда ему было 2,5 года. Чаще всего в раннем возрасте ярко запечатлеваются факты, имеющие эмоционально отрицательную окраску (ожог, нападение собаки, травма и т.п.).
Например, мои первые воспоминания касаются возраста до 2-х лет. Это именно эмоциональные и образные воспоминания, бессловесные. Я сменила несколько детских садов, так как в садиках не было мест. Мне дали место в саду в одном конце города, а сестре совершенно в другом. Потом нам дали места в одном саду поближе к дому. Затем близкий сад определили под снос (он был деревянный) и нас перевели в другой.
В садик в 80-х годах дети начинали ходить с года. В первый сад я ходила до 2-х лет. Я помню, что мне там не нравилось. Без подробностей, просто не нравится, мозг при попытке вспомнить этот сад выдает "хочется плакать". Мама говорит, что я не плакала, просто приходила, садилась на стул в углу, не соглашалась ни в чём участвовать и ждала, пока меня заберут. Там был бассейн, бассейн меня пугал. Но у меня был желтый халат в горошек с капюшоном и он мне очень нравился.
Во второй сад я ходила до 4 лет (4-х не было). Помню, что назывался он "Малыш", он был зеленого цвета, деревянный, двухэтажный. Я помню, где он находился, дорогу до него. Полы были деревянные и кривые.
Помню еще случай из раннего детства, тоже около двух лет. Бабушка привезла коробку со стиральным порошком. Не знаю, сколько пачек было в в коробке. Я перетаскала пачки из коробки и спрятала за дверь в комнате. Поставила их примерно четыре в ряд и три в высоту. Дверь открывалась в комнату и обычно она открыта была, то есть чтобы найти порошок, нужно было быть внутри комнаты и закрыть при этом дверь. Сам процесс пряток я не помню, но помню порошок за дверью и суету взрослых по поиску порошка ))
Наиболее ранние воспоминания взрослых относятся именно к дошкольному детству.
А.Н.Раевский, советский психолог, установил, что:
- 10,8 % первых воспоминаний относятся к 2 годам,
- 74,9 % – к 3-4 году жизни,
- 11,3 % – к 5 годам,
- 2,8 % – к 6 годам.
Рассказывайте в комментариях, что Вы помните из раннего детства, и какой у Вас был возраст.
Спасибо за Ваш лайк! Подписывайтесь на канал - будем расти вместе!