Найти в Дзене

Память у дошкольников, как развивается. Я помню себя в 2 года, а Вы? 😉

Недавно Агния, ей 1 год и 8 месяцев, принесла мне музыкальную игрушку и сообщила, что в ней песня про мишку (сказала "Ми-ка"). Я послушала - действительно, песня из мультфильма "Умка" (про белого медведя). Ложкой снег мешая,
Ночь идет большая,
Что же ты, глупышка, не спишь?
Спят твои соседи -
Белые медведи,
Спи скорей и ты, малыш. Как видно на фото, на игрушке нет опознавательных знаков, подсказывающих, что на этой кнопке будет песня про медведя. Игрушка эта не наша, а бабушкина, у которой мы бываем очень редко (три раза были). Получается Агния услышала песню и вспомнила, что видела такой мультик, про мишку. Этот факт меня заинтересовал, поэтому я углубилась в тему памяти :) Виды памяти 2. По характеру целей деятельности: 3. По продолжительности сохранения материала: Специалистам удалось установить, что мозг ребенка с первых дней способен улавливать разницу в раздражителях, дифференцирует их, а следовательно, и запечатлевает в своих системах памяти. В первые же дни у ребенка можно вы
Оглавление

Недавно Агния, ей 1 год и 8 месяцев, принесла мне музыкальную игрушку и сообщила, что в ней песня про мишку (сказала "Ми-ка"). Я послушала - действительно, песня из мультфильма "Умка" (про белого медведя).

Та самая игрушка
Та самая игрушка
Ложкой снег мешая,
Ночь идет большая,
Что же ты, глупышка, не спишь?
Спят твои соседи -
Белые медведи,
Спи скорей и ты, малыш.

Как видно на фото, на игрушке нет опознавательных знаков, подсказывающих, что на этой кнопке будет песня про медведя. Игрушка эта не наша, а бабушкина, у которой мы бываем очень редко (три раза были). Получается Агния услышала песню и вспомнила, что видела такой мультик, про мишку.

Этот факт меня заинтересовал, поэтому я углубилась в тему памяти :)

Виды памяти

  1. По характеру психической активности:
  • двигательная;
  • эмоциональная;
  • образная;
  • словесно-логическая.

2. По характеру целей деятельности:

  • произвольная;
  • непроизвольная.

3. По продолжительности сохранения материала:

  • долговременная;
  • кратковременная;
  • оперативная.

Специалистам удалось установить, что мозг ребенка с первых дней способен улавливать разницу в раздражителях, дифференцирует их, а следовательно, и запечатлевает в своих системах памяти. В первые же дни у ребенка можно выработать привыкание не только к звуковым, но и к обонятельным, к световым раздражителям. Это означает, что анализаторы ребенка готовы к восприятию сигналов внешней среды, его мозг способен различать их и запоминать.

Двухнедельный младенец, привыкший к тому, что его перед кормлением берут на руки, начинает затихать и искать губами грудь матери, как только его вынут из колыбели. Это двигательная память.

К концу первого полугодия, у ребенка появляется узнавание. Например, появление матери, которая повседневно заботится о ребенке, вызывает у него поло­жительную реакцию. Младенец улыбается, всплескивает ручками, издает тихие звуки. Такое узнавание требует установления более сложных временных связей между ответными реакциями ребенка и определенным комплексом раздражителей. Это эмоциональная память.

Через некоторое время ребенок узнает мать, отца, бабушку и других близких ему людей. Легко отличает своих от чужих, начинает узнавать предметы. К концу первого года жизни ребенок правильно реагирует на такие простые просьбы родителей, как «покажи носик», «дай ручку», «где ушко?». Ребенок запоминает звукосочетания, а затем и слова, связывает их с определенными действиями, предметами, частями своего тела. Создается возможность воспроизведения образа предмета в его отсутствие. Первые представления об отсутствующих предметах в более или менее отчетливой форме отмечаются у детей в конце первого и в начале второго года жизни.

Объем и прочность детской памяти увеличивается с возрастом:

в 8 месяцев период скрытого узнавания составляет 10 дней (то есть ребенок может удержать в памяти информацию об отсутствующем предмете 10 дней);

в 1 год период скрытого узнавания составляет 2-3 недели;

в 2 года период скрытого узнавания составляет 1,5 – 2 месяца;

в 3 года период скрытого узнавания составляет 1 год.

Главной особенностью памяти ребенка этого периода является её непреднамеренный  характер, то есть все запоминается как бы «само  собой». До 3 – 4 лет память ребенка носит преимущественно непреднамеренный характер. Ребенок еще не только не умеет ставить перед собой цель запоминать - вспоминать, но и не принимает исходящую из вне задачу. Не овладевает он и теми способами, приемами, которые позволили бы ему преднамеренно осуществить процессы запоминания и воспроизведения.

На ранних этапах развития, пока память включена в процессы ощущения и восприятия или тесно связана с ними, ребенок легко запечатлевает яркие, красочные, необычные, движущиеся предметы, привлекающие внимание своей новизной и динамикой. Непроизвольно может запечатлеться и то, что многократно повторяется: ребенок запоминает дорогу, по которой ходит со взрослыми, расположение игрушек, если он приучен их убирать, легко запоминает сказки, которые основаны на повторах («Колобок», «Теремок», «Репка» и др.).

Для детей 3—4 лет требование взрослых запомнить, а затем припомнить ряд слов (в лабораторных опытах) еще не приводит к нужному результату из-за отсутствия мотива запоминания. Другое дело мотив в условиях игры. Ребенок берет на себя роль «покупателя», принимает задачу «купить» для детского сада то, что ему поручено, а в «магазине» для него становится необходимой цель вспомнить, что нужно «купить». Цель запомнить и припомнить для ребенка, участвующего в игре, имеет совершенно конкретный смысл. Следовательно, в условиях игры мнемические цели выделяются значительно легче.

В каком возрасте возникают первые прочные воспоминания?

Чаще всего помнятся события, участником которых ребенок был в 5 – 6 летнем возрасте, однако здесь велики индивидуальные различия.

Известны воспоминания, прочно сохранившиеся даже с 3 – 4 лет и ранее. Например, у Л. Н. Толстого самые первые воспоминания о детстве относились ко времени, когда ему было всего 2 года. Известный английский электрофизиолог В.Г. Уолтер помнил некоторые события,  происходившие с ним, когда ему было 2,5 года. Чаще всего в раннем возрасте ярко запечатлеваются  факты, имеющие эмоционально отрицательную окраску (ожог, нападение собаки, травма и т.п.).

Например, мои первые воспоминания касаются возраста до 2-х лет. Это именно эмоциональные и образные воспоминания, бессловесные. Я сменила несколько детских садов, так как в садиках не было мест. Мне дали место в саду в одном конце города, а сестре совершенно в другом. Потом нам дали места в одном саду поближе к дому. Затем близкий сад определили под снос (он был деревянный) и нас перевели в другой.

В садик в 80-х годах дети начинали ходить с года. В первый сад я ходила до 2-х лет. Я помню, что мне там не нравилось. Без подробностей, просто не нравится, мозг при попытке вспомнить этот сад выдает "хочется плакать". Мама говорит, что я не плакала, просто приходила, садилась на стул в углу, не соглашалась ни в чём участвовать и ждала, пока меня заберут. Там был бассейн, бассейн меня пугал. Но у меня был желтый халат в горошек с капюшоном и он мне очень нравился.

Во второй сад я ходила до 4 лет (4-х не было). Помню, что назывался он "Малыш", он был зеленого цвета, деревянный, двухэтажный. Я помню, где он находился, дорогу до него. Полы были деревянные и кривые.

Примерно такой сад был
Примерно такой сад был

Помню еще случай из раннего детства, тоже около двух лет. Бабушка привезла коробку со стиральным порошком. Не знаю, сколько пачек было в в коробке. Я перетаскала пачки из коробки и спрятала за дверь в комнате. Поставила их примерно четыре в ряд и три в высоту. Дверь открывалась в комнату и обычно она открыта была, то есть чтобы найти порошок, нужно было быть внутри комнаты и закрыть при этом дверь. Сам процесс пряток я не помню, но помню порошок за дверью и суету взрослых по поиску порошка ))

Наиболее ранние воспоминания взрослых относятся именно к дошкольному детству.

А.Н.Раевский, советский психолог, установил, что:
-
10,8 % первых воспоминаний относятся к 2 годам,
-
74,9 %  – к 3-4 году жизни,
- 11,3 % –  к 5 годам,
- 2,8 % – к 6 годам.

Рассказывайте в комментариях, что Вы помните из раннего детства, и какой у Вас был возраст.

Спасибо за Ваш лайк! Подписывайтесь на канал - будем расти вместе!