Найти тему

Долой Санта-Клауса, даёшь Деда Мороза! Почему так раздражает агрессивный навязчивый патриотизм

Недавно – на волне всеобщего новогоднего настроения! – в новостной ленте пролетело воистину искромётное заявление. Одна из депутатов Госдумы РФ, некая Мария Бутина, заявила, что, по её мнению, нужно приложить серьёзные усилия к тому, чтобы популяризовать "российский" Новый год и снизить симпатии к "американскому" Рождеству. Цитата:

Декорации к американскому Рождеству, на мой взгляд, не очень подходят к празднованию традиционного русского Нового года. Это даже не вопрос заставить, мне кажется, нужно сформировать призыв и формировать уже альтернативную моду, пропагандировать. Думаю, что пора уже ориентироваться на те ценности, которые мы пропагандируем.

Почему эпитеты "российский" и "американский" я использую в кавычках? Да потому что Иисус Христос вообще-то родился вовсе не в России и не в США, а в городе Вифлееме – следовательно, Рождество Христово едино абсолютно для всех людей, придерживающихся этой веры. И Новый год – да будет известно Бутиной! – наступает одновременно в большинстве стран. Есть некоторые особенные традиции ряда стран – например, китайский новый год в конце февраля, еврейский Рош Ашана и так далее, – но России в этом перечне точно нет. Спасибо Петру Алексеевичу Романову, который перестроил наш календарь (если кто не в курсе, исконный русский Новый год отмечали вовсе 1 сентября. Вернёмся к корням?).

Есть хороший праздник – Новый год. Есть ещё один хороший праздник – Рождество. Есть огромное количество символов: ну, например, толстый дед с белой бородой в красной шубе... и какая разница, скажите на милость, какой длины эта шуба? И сопровождает ли деда внученька Снегурочка или несколько оленей в упряжке? Эльфы или снеговики бегают вокруг? Играет на фоне "В лесу родилась ёлочка" или "Jingle bells" – обе песни замечательные! И, если вслушаться в текст, очень похожие: в обеих упоминается лошадка мохноногая, которая бежит по снежной дороге... Где здесь чуждые ценности-то?

Впрочем, этот вопрос занимает меня часто – не только накануне Нового года. Ведь всё очень просто: любовь к своей стране (да и не только стране!) выражается вовсе не в том, чтобы как можно более изощрённо обгадить чужую. Как говорится, мамы всякие нужны, мамы всякие важны... а также страны, новогодние песни, архитектурные памятники и национальные блюда. Да что угодно! Если, скажем, вы пылкий кошатник и всегда противопоставляете своим любимым кошечкам этих мерзкий лающих слюнявых псин, от которых воняет вся квартира, то... ну, вы такой же неумный человек, как те, что оперируют словами "эти ваши гейропы".

Или вот еще хороший пример – всевозможные шуточки на тему австрийского торта «Заxeр». Согласна, название для русского уха и вправду специфическое… но разве это повод гордо изрекать якобы каламбуры вроде «Наxeр нам ваш «Заxeр», у нас пирожки с повидлом есть!». Не нравится тебе шоколадный торт с абрикосовым джемом – ну и не ешь ты его! Разве заставляет кто?.. Мне, например, суши и роллы не нравятся – и я их не ем. Но вряд ли вы от меня услышите что-то вроде «Пусть узкоглазые сами своей сырой рыбой давятся».

Хороший шоколадный торт. Кому-то нравится. Кому-то нет. Ругаться-то зачем?
Хороший шоколадный торт. Кому-то нравится. Кому-то нет. Ругаться-то зачем?

Мне очень нравится, скажем, Великий Новгород – впечатляющий город с древнейшей историей, замечательными храмами и шикарной коллекцией монет в местном музее. Я с удовольствием покупаю у российских брендов Self Made или To Be Blossom красивую одежду, потому что она подходит моему стилю и хорошо садится на мою фигуру. Из винного бутика "Фанагория" ящиками увожу автохтон "Сибирьковый", потому что у него чудесный аромат, простите за банальность, цветущего луга. Потому что всё это классное, – но никак не потому, что "Наше, русское". Да хоть папуасское!

Возможно, я ещё не окончательно переросла подростковый дух противоречия, но каждый раз, когда я вижу спекуляции на тему "Зато наше, русское!", мне очень хочется сделать наоборот чисто из вредности. Купить вино не из Фанагории, а французское. Проигнорировать Олега Сироту и смотаться в маленький магазинчик за итальянскими сырами. Поехать на Адриатику, а не в Крым. Хотя ни Фанагория, ни Сирота, ни крымское побережье ни в чём не виноваты – за исключением агрессивного пиара, иногда напоминающего пропаганду. Совсем недавний пример: будучи в Костроме, я зашла в Музей Сыра – ходить по нему надлежало исключительно с экскурсией. Всё было бы хорошо, если бы экскурсовод не считал своим долгом каждые пять минут вставлять шпильки, сводившиеся к противопоставлению "ихних пармезанов" и "нашего классного костромского сыра". Угадаете, что мне захотелось сделать сразу же после окончания экскурсии?.. Уж точно не купить кусок костромского! Здесь работает очень простой механизм: когда кого-то пинают, очень хочется встать на его защиту – и совсем не хочется оказываться в толпе пинающих.

При этом, подчёркиваю, я вовсе не отрицаю простого факта: любому нормальному человеку свойственно относиться к своей родной стране с любовью. Однако любить своё – не то же самое, что плеваться в адрес чужого. И вот такой неумный, но агрессивный "патриотизм" – это одна из немногих вещей, после демонстрации которых мне категорически перестаёт хотеться общаться с человеком. Кавычки снова не случайны: потому что к настоящему патриотизму всё это не имеет никакого отношения.

Всех с наступающим Новым годом! Да здравствуют все Деды Морозы, Санта Клаусы, Пэр Ноэли, Баббо Натале, Увлин Увгуны, Шахта Бабы, Тао Куэны, Йоллупукки и прочие зимние старички! И подписывайтесь на мой канал, будет ещё много интересного. Читайте также: