Найти в Дзене
История моды с Марьяной С.

Одежда иностранцев на Руси

Как историк костюма, я очень люблю жанровую живопись. И сегодня предлагаю полюбоваться картинами Сергея Васильевича Иванова, который обращался к теме Руси XVII века. Яркие, сочные краски - загляденье! А вот одна из них привлекает внимание контрастом - разноцветная толпа, в центре которой фигура в чёрном. "Немец".

"Немец", Сергей Иванов, 1910. (сс) Wikimedia Commons
"Немец", Сергей Иванов, 1910. (сс) Wikimedia Commons

Не обязательно немец, кстати, ведь так тогда называли иностранцев. И не знаю, что имел в виду художник, когда писал картину, но я бы поставила на голландца.

Перед нами как будто иллюстрация к "Описания путешествия в Московию" Адама Олеария (Ольшлегеля), который побывал в наших землях в 1630-х. Он писал: "Раньше немцы, голландцы, французы и другие иностранцы, желавшие ради службы у великого князя и торговли пребывать и жить у них, заказывали себе одежды и костюмы наподобие русских; им это приходилось делать даже поневоле, чтобы не встречать оскорблений словом и действием со стороны дерзких злоумышленников".

Ох, смотрю я на выражение лиц, окружающих "немца", и мне его, право, жаль. Бедняжка! Одет строго и дорого, в чёрный цвет, большой белоснежный плоёный воротником - словом, хорош! И... служит посмешищем. До оскорбления действием вроде бы далеко, но словами разными по его поводу окружающие точно проходятся. Вот что значит выделяться на общем фоне! Словом, одеваться, как местные - это и в самом деле выход.

 "Немец", Сергей Иванов, 1910. (сс) Wikimedia Commons. Деталь.
"Немец", Сергей Иванов, 1910. (сс) Wikimedia Commons. Деталь.

Однако... Далее Олеарий продолжает, что патриарх Никон изменил этот обычай, поскольку однажды, когда он благословлял народ на улице, немцы, бывшие там, не кланялись и не крестились: “Нехорошо, что недостойные иностранцы таким случайным образом также получают благословение”, и вот, чтобы впредь он мог узнавать и отличать их от русских, пришлось издать приказ ко всем иностранцам, чтобы немедленно же каждый из них снял русское платье и впредь встречался только в одежде своей собственной страны".

Словом, даже уже если и захочешь, а не замаскируешься!

"Великий государь, царь и самодержец всея Руси", Сергей Иванов, 1908. (сс) Wikimedia Commons
"Великий государь, царь и самодержец всея Руси", Сергей Иванов, 1908. (сс) Wikimedia Commons

И это тут же привело к затруднениям! Если вы много лет прожили в стране, и одевались так, как её жители, то не так-то легко взять и моментально переменить весь свой гардероб, так сказать, обратно! Что-то стало ветхим, что-то мало, что-то давно перешито, и т.д. А шить новое тоже непонятно как - кто шить-то будет? Кто тут, на Руси, сошьёт тебе европейский костюм?

"Приезд иностранцев в Москву XVII столетия", Сергей Иванов, 1901. (сс) Wikimedia Commons
"Приезд иностранцев в Москву XVII столетия", Сергей Иванов, 1901. (сс) Wikimedia Commons

И Олеарий продолжает: "Многие из них, не столько из-за недостатка материи и приклада, сколько из-за отсутствия портных не могли вскоре получить новые одежды, а между тем, ввиду ежедневных своих выездов ко двору, не могли, без ущерба для себя, оставаться дома.

Поэтому каждый из них взял, что у него ближе всего находилось под руками. Некоторые надели костюмы своих отцов, дедов и прадедов и одежды иных друзей своих, которые еще во времена тирана, при уводе старых лифляндцев в плен, попали в Москву и с тех пор лежали в сундуках. При их встречах кафтаны эти вызывали немало смеха не только ради столь древних и разнообразных покроев, но и потому, что одежды иному были слишком велики, другому слишком малы".

Эх! И так плохо, и этак нехорошо.

P.S. Подписывайтесь на мой канал по истории моды и костюма! И... чем больше лайков и перепостов, тем больше статей! А если хотите узнавать больше - вам сюда: https://www.patreon.com/fashionhistory