«Евгений Онегин» в постановке «СТУДенческой ОПЕРЫ», под руководством Сергея Сидорова, был не так прост, как могло показаться. Спектакль стоил вашего внимания – это та непозволительная роскошь, которую видишь всё меньше и меньше в бесконечном море репертуаров современных театров. Незаурядный подход к «Онегину» и талантливо нанесённый исполнителями лоск – лукаво поманили меня на следующую «Студоперу», а именно на премьеру оперы Л. ван Бетховена «Фиделио», приуроченную к 250-летию со дня рождения великого композитора. Данное произведение впервые исполнялось в Уфе, так что не удивляйтесь, если не найдёте её в репертуаре Оперного.
Для тех, кто впервые слышит о «Фиделио», кратко перескажем незамысловатый (по современным меркам) сюжет.
Жакино (Евгений Куликов) уже принят в доме своей возлюбленной, Марселины (Альфина Янгирова / Эльвина Кунафина), как зять. Однако девушка в последнее время заметно к нему охладела. Это связано с появлением у Рокко (Илья Морозов) – отца девушки, нового помощника, Фиделио, в которого Марселина влюбилась без памяти. Она даже не представляет себе, что Фиделио – это переодетая мужчиной Леонора (Полина Юрина), пришедшая в тюрьму для того, чтобы найти и освободить своего мужа, Флорестана – испанского аристократа, который оказался в заключении из-за политических разногласий с Пизарро (Григорий Князев).
Рокко выводит узников на прогулку, Леонора надеется увидеть среди них и мужа, но Флорестан – тайный заключенный. Пизарро узнаёт, что Дон Фернандо должен прибыть с инспекцией его тюрьмы и приказывает Рокко той же ночью убить Флорестана. Тюремщик поручает Фиделио помочь ему вырыть могилу прямо возле камеры.
Пока Рокко возится с могилой, Леонора узнаёт в заключенном своего мужа. Пизарро спускается в камеру с тем, чтобы убить своего противника, но, как только он обнажает кинжал, Леонора бросается наперерез и наводит на него пистолет. Прибегает Жакино с известием о приезде министра. Тюремщики удаляются, супруги радуются спасению.
Дон Фернандо зачитывает указ о помиловании политических заключенных, а Пизарро, напротив, уводят в камеру. Все восхищены поступком Леоноры и прославляют любовь – хэпи энд, как могли вы предположить.
На сцене я увидел совершенно банальную классическую постановку оперы без всяких излишеств, хотя рассчитывал на большее. Сказать нечего: режиссура подкачала. Но, может быть, доверившись меланхоличной пассивности привычного, «Студопера» поступила мудро?
«Фиделио» – уникальная вещица, написанная вне какого-то одного оперного стиля. Она являет собой симбиоз французской «оперы спасения» с традиционным немецким зингшпилем, содержащим не только музыкальные сцены, но и разговорные, что в принципе роднит произведение с опереттой. Эту оперу Бетховена называют «Симфонической оперой, или Оперной симфонией» – в ней впервые оркестр стал не просто аккомпанементом солистов, а выразителем чувств. Многие драматические моменты оперы более выражены музыкой, нежели словами. И в этом плане разносторонние в своём настроении партии «Фиделио» – отличная возможность для студентов кафедры вокального искусства УГИИ им. З. Исмагилова показать себя.
Ещё одно мудрое решение организаторов – провести перед премьерой лекцию о жизни и творчестве Л. ван Бетховена, и об опере «Фиделио» в частности: таким образом внимательный слушатель и зритель избавляется от ненужных, отягощающих ожиданий «свежей струи», осознавая прелесть такого феномена, имя которому есть «Бетховен». Классика нетленна.
Степан АТАМАНОВ
Издание "Истоки" приглашает Вас на наш сайт, где есть много интересных и разнообразных публикаций!