Закончилась 93-я церемония награждения «Оскар-2021», шедшая между воскресеньем и понедельником. Как обычно ночью, под утро в восточной части полушария Земли. Но в непривычном для зрителя месяце – в апреле, в самый разгар весны.
И стоит особо подчеркнуть, – это событие прошло таким образом, что будто оно и не шло. Формат настолько непривычен, обеднён в силу возникшей реальности, – пандемии, локдауна – что хочется побрюзжать и похрюкать: как же у вас, киноакадемики, скучно вышло на этот раз! Арнольд Шварценеггер как-то высказался по поводу праздничного кинособытия: «Больше не мог смотреть это, потому что на сцене так много талантов, но это было слишком скучно». Сам же актёр посмотрел только одну треть премии «Оскар» и выключил телевизор.
Выбрали же довольно необычное местечко – вокзал Union Station в Лос-Анджелесе. А пустующее здание Dolby Theater, где двадцать лет как проходит церемония награждения «Оскар», иногда мелькало в монтажной склейке на апрельском мероприятии. И там погуливала камера оператора, слегка касаясь спинок пустых кресел. Очевидно всё куда-то кануло, в прошлое… в фритюрницу. Сама церемония в последние годы утеряла свой шик, блеск и репутацию. Осталась одна рутина и заветная золотая статуэтка, которую ещё почему-то хотят получить люди со всего мира, имеющие хоть какое-то отношение к кинематографу. А вам нужен «Оскар»? Ну, хотя бы для того, чтобы придерживать стопку книг на полке…
На вокзале довольно компактно, тесновато для помпезного праздника, но что поделаешь – жизнь! Оркестр как таковой отсутствовал. Вместо него диджей (он ещё и барабанщик) «The Roots» Амир-Халиб Томпсон, выступающий сольно под псевдонимом Questlove, крутил лениво треки на «вертушке» в волнительные моменты церемонии. Какая-то часть гостей сидела за столиками, пустыми причём, без какого-либо угощения, даже графинчика с водой – и того не было. Социальная дистанция… ну это понятно. И, кажется, все немного напряжены, излишне напряжены. И не в силу того, что кому-то дадут долгожданную статуэтку, а кому-то нет, просто на их лицах читалась… не знаю, – таблица умножения. Мало очень улыбок. И вообще будто каждый второй гость спрашивал себя: «А что я здесь делаю?! Что я тут забыл?!» Гэри Олдмен, один из номинантов «Оскара», вальяжно растянулся в кресле и кажется, что он вот-вот заснёт. Актёр чаще прятался под медицинской маской. Всех присутствующих можно пересчитать по пальцам.
Получился а-ля квартирник или что-то вроде нашего «голубого огонька», где субъекты, опылённые звёздно, решили немножко гульнуть в небольшом кругу друзей. Но с одной существенной разницей: церемония награждения премии «Оскар» вышла крайне сухой, формальной. Никаких смелых и игривых шуток от комиков (ладно, коронавирус), интересных визуальных номеров, живой музыки в конце концов – ничего этого нет. И ведь всем этим скучнейшим парадом командовал в качестве постановщика Стивен Содерберг, создатель «Друзей Оушена». Премия уже поставила «шикарный» антирекорд по количеству просмотров, следуя по стопам своего, недавно отгремевшего, младшего брата – «Золотого глобуса». «Оскар» не досчитался в этом году 68% зрителей. Однако в историю он твёрдо войдёт, как самый малобюджетный формат со своими странными сюрпризами. Тусовка для самой тусовки.
И сами претенденты, а в частности в категории «Лучший фильм», все как один – малобюджетные, имеющие вес как авторское кино. Самый дорогущий из них, в 35 миллионов долларов, фильм «Суд над чикагской семёркой». Нельзя конечно утверждать, что это плохо, так сказать, из ряда вон. Ничего подобного! И даже радует, якобы и авторскому кино уделили внимание. Но просто мы как-то привыкли, обычно же прослеживается некая «золотая середина» – глубокий (увлекательный) сюжет и небедное финансирование. Если сравнивать с прошлым годом, то в нём достаточно было колоритных тяжеловесов, к примеру «1917», «Ford против Ferrari» и «Однажды в… Голливуде», а уж «Ирландец» Мартина Скорсезе составил порядка 200 миллионов долларов. Хотя имеется, конечно, в этом году инверсивный «Довод» Кристофера Нолана, но он всего лишь победитель за лучшие визуальные эффекты. До пика вершины, до более значимых номинаций «Довод» не добрался. В целом, большая часть фильмов вышла из стриминговых сервисов, тот же Netfliх имеет 36 номинаций. Неужели уходит в прошлое классический кинопрокат? А полнометражные фильмы будут смяты полчищами сериалов? Сложно судить здраво в данной обстановке, в плену антиковидных мер. Будущее как всегда расставит свои акценты.
Тоскливо от просмотра ещё по причине того, что триумфатор в категории «Лучший фильм» был практически угадываемым. Вполне возможно и часть зрителей, имеющая отдалённое представление о номинантах, и то могла случайно указать пальцем на «Землю кочевников» Хлои Чжао, американской китаянки. Фильм выигрывал по многим аспектам. Ещё свежи воспоминания о прошлогодней социальной драме «Паразиты», которая неожиданно проломила лёд в киноиндустрии, и «Джокер» продемонстрировал тогда «уродливую» улыбку современной цивилизации. И логично предположить, – социальная тема не так скоро исчезнет из сознания кинотворцов, киноакадемиков и что весьма важно – из головы зрителя. «Земля кочевников» жанра «road movie» идёт по той же канве, она рассказывает о людях (именно рассказывает, а не показывает), которых будто и нет на этой земле. Рассказ о маргиналах-кочевниках, у которых главное – это дорога, со своими колдобинами и ухабами. Главную героиню в фильме играет Фрэнсис МакДорманд, женщину, вынужденную колесить по Америке в поисках временного заработка, Её уж точно долго не забудешь… И сама Фрэнсис МакДорманд не зря получила «Оскара» за главную женскую роль. И награда заслуженная. Если попытаться рассуждать аналитически, с неким подсчётом возможней и невозможностей, то у «Земли кочевников» не было адекватных конкурентов. «Отец» с Энтони Хопкинсом вполне приличная психологическая драма и она могла бы посостязаться с фаворитом. Но весь фильм создавался под самого Хопкинса, а ему ведь 83 года. Все кинокамеры, вся съёмочная команда смотрит только на него и всё строится вокруг него. Всё-таки главный герой страдает деменцией, и видим мы разрушение именно его мира. Поэтому кинокартине трудно показать весь богатый спектр. Отсюда лучшая мужская роль у сэра Энтони Хопкинса. Однако жалко, что на церемонии не использовали онлайн-режим через Zoom, хотя бы поглядели на «домашних» актёров. На их беззвучные радости в сети. Энтони Хопкинс как раз из тех, кто не любит хаживать по кинотусовкам… да и возраст даёт о себе знать. И как он радуется «Оскару» – хотелось бы глянуть одним глазочком.
«Девушка, подающая надежды» с Кэри Маллиган – всё не так! Неоднозначное кинополотно. Местами триллер, местами драма, а в целом вышло некое тихое чтение морали. Без истерики, без крови. В конечном итоге мстительница-моралистка не той шахматной фигуркой пошла… Но фильму не быть лучшим, однозначно. Но за сценарий… оригинальный сценарий он у «Оскара» отхватил. «Манк» Дэвида Финчера мог бы получить золотую статуэтку, но поговаривают, якобы его недолюбливают киноакадемики. А они многих терпеть не могут. Тузы!
Непонятна на церемонии попытка поиграть с гостями в «Угадай мелодию». Ещё угадай оскароносные композиции прошлых лет, которые проигрывал диджей. Да кто их помнит? И неудивительно, что никто не угадал. Но все добродушно расплылись в улыбке, глядя на танцующую Гленн Клоуз. Зажгла так зажгла! Более не стоит, наверное, демонстрировать зрителям несуществующую музыкальную эрудицию звёздных гостей. Но стоит признать, это единственный, пусть не совсем удачный, светлый огонёк в том сером царстве.
Также все знали и ждали, когда же наконец вручат статуэтку мультфильму «Душа», признав его как лучший анимационный фильм. Плюс и лучший саундтрек. Вполне ясно, понятно и чего тут гадать на кофейной гуще, что и в категории лучший фильм на иностранном языке возьмёт приз фильм «Ещё по одной» с Мадсом Миккельсеном. Другие номинанты в этой категории и в подмётки не годились… ну, почти. А датчанин Мадс Миккельсен очень даже хорош в последней сценке, где он выдал самый настоящий танец выпивающего человека. И парил как птица, махая чёрными крыльями.
На этом пора ставить, по-видимому, жирную точку. Резюмировать, кроме того, что унылой и пресной вышла церемония награждения премии «Оскар-2021», фактически больше нечего. С трудом можно осилить двухчасовое (?) мероприятие, шедшее в сервисе «Okko». Более того, сложно его вообще найти в интернете, с русским переводом. Найти трудно не нарезки какие-то, которых целая куча, а полную запись. И честно говоря, многие пожалеют о потраченном времени, если вдруг надумают этот «квартирник» посмотреть. Но зато будут иметь представление, как выглядит провальная, некогда помпезная премия, в данном случае «Оскар-2021».
Алексей ЧУГУНОВ
Издание "Истоки" приглашает Вас на наш сайт, где есть много интересных и разнообразных публикаций!