Найти тему
Круговороты

Путешествуем по автодороге Р-216 из Элисты в точку, где начинается Россия через " малый Сталинград".

Снова едем по федеральной трассе Р-216 " Калмычка" так ее ласково называют шофера. Расстояние от Элисты до нашей запланированной точки, где действительно начинается Россия- 311 км.

Вот промелькнули последние домики калмыцкой столицы и перед взором бесконечный степной простор. Тот, кто понимает и принимает степь, тот всегда найдет там отраду для своего взора. Даже, если вокруг не только не видно деревьев, их просто там нет. Даже, если летом степь превращается в раскаленную сковородку и ее поверхность приобретает желто- коричневый цвет с чахлой растительностью, а над этим простором бледное и выгоревшее от солнца небо без облаков. Но степь живая! Видны стада животных. И ветер, здесь всегда ветер, который приносит богатейшие запахи и звуки. Ветер имеет постоянную скорость - 3 м/сек.

Типчаковая степь в июле. Фото автора.
Типчаковая степь в июле. Фото автора.

Первый населенный пункт и первая остановка в пути- Яшкуль. Это поселок, районный центр . Расположен он в Прикаспийской низменности ниже уровня моря на 10 м. Основан в 1883 году. Этимология названия связана с тюркским яз. и переводится как " молодое озеро". Проживает в этом поселении - 7861 чел.

По данным первой переписи России ( 1897г.) о нем сказано так:" ...в хотоне Яшкуль Калмыцкой степи Астраханской губернии проживает 844 чел., из них - 837 буддисты"

В поселке имеется вся современная инфраструктура. Он развивается динамично, но , как и по всей республике , недостаточно водных ресурсов.

Через 85 км . от Яшкуля нам встретится небольшое поселение Хулхута. В нем проживает всего 503 чел. - казахи, калмыки. Поселок тоже расположен в Прикаспийской низменности ниже уровня моря на 10 м. В окрестностях можно наблюдать бугры Бэра ( песчаные наносы , остатки древнего океана) до 15 м. высотой. Встречаются местами незакрепленные пески.

Незакрепленные пески. Фото Назарова из свободного доступа.
Незакрепленные пески. Фото Назарова из свободного доступа.

Этимология названия поселения - Хулх- сера. Дело в том, что вода в колодцах ( сейчас их 9) имеет примесь серы вместе с другими микроэлементами. И такие колодцы требуют постоянной эксплуатации. А поскольку калмыки до 1846 года активно кочевали, поэтому и не всегда в этом месте проживали. А если воду долго не брать из колодцев, то образовывается серная " пробка"- хулх. Поселение было образовано по указу Николая I для заселения дорог в степи.

Хулхута в годы ВОВ стала важным стратегическим объектом и для гитлеровцев и для бойцов Красной Армии. Немцы заняли ее 31 августа. Это была самая восточная точка , захваченная противником на всем советско- германском фронте. 28 армия ( Герасименко), созданная из резервов фронта, курсантов Астраханских училищ и местных сил правопорядка остановила продвижение врага. А цель у него была известная - точка А ( Астрахань) в плане" Барбаросса" . 4 сентября наши войска в результате контр наступления освободили поселок. Но до 21 ноября шли жаркие бои за него и за колодец, который в то время был единственным. Чем Хулхута испугала немцев? Невыносимая жара в конце лета, жестокие холода осенью, недостаток воды для жизни. В то время это была по сути национальная окраина , где сохранился традиционный уклад жизни. И в этом было преимущество наших бойцов. Им тоже было тяжело и жарко и холодно, но знакомо.

"Я вспоминаю неспроста тебя, степная Хулхута.
Здесь , в грозовом 42-ом шел враг жестокий напролом.
Неся и гибель и пожар готовил в спину он удар.
Но только немцу наш солдат устроил " малый Сталинград".
( К. Эрендженов)

Они сражались мужественно, умирали, но сохранили контроль над дорогой.... по которой мы едем в точку, с которой начинается Россия.

Хулхута. Мемориал погибшим ( 7 тыс.) воинам в ВОВ.Фото из свободного доступа.
Хулхута. Мемориал погибшим ( 7 тыс.) воинам в ВОВ.Фото из свободного доступа.

По пути нам встретится остановочный пункт , который находится рядом с поселением Линейное. В Линейном проходит железная дорога направлением в Кизляр. В донесениях 28 Армии я нашла факт , что передовой и немногочисленный отряд фашистов по степи смог добраться и до жд разъезда на этой дороге. Они появились неожиданно и захватили дрезину, но вскоре их выбили, подошедшие войска из Астрахани.

Линейное появилось в 1790-х годах как трактовое село. На жителей которого были возложены обязанности по содержанию тракта, подводная обязанность и обязанность сдавать свои жилища на постой войскам и чиновникам, проезжающим по Линейному тракту. Поселение основано татарами переселенцами из села Каменный Яр Астраханской губернии. Другое название поселения - Каменка. Здесь проживает 871 чел., 80% из них - татары. Расстояние до Астрахани- 58 км. Окрестности села более живописны, чем степь. Встречаются маленькие озера, ерики. Зелени больше, есть даже группы деревьев. Такой пейзаж будет до самого города. Дорога в хорошем состоянии, но дорожная инфраструктура слабо развита.

Трасса. Фото из свободного доступа.
Трасса. Фото из свободного доступа.

Астрахань- самый засушливый город Европы. Слышите, это ещё Европа! Но дух азиатский ! Сколько версий и легенд связано с этимологией названия города. Наверное представители всех народностей имеют свою. А в городе проживают люди 200 национальностей! Но ученые наиболее вероятной считают версию Ибн Баттута. В 1334 году он посетил Хаджи - Тархан .

" Тархан" значит у них ( у татар) место изъятое от податей"

Археологи эту версию подтверждают. Найдены монеты с обозначением места чеканки - город Хаджи- Тархан. А жили в городе люди разных племен, поэтому на их языках одно и тоже место называли по разному- Аджи- Дархан, Асторогань.

Но поселение возникло ещё раньше, во второй половине XIII века.

"М.Г. Сафаргалиев полагал, что его основание произошло в то время, когда правящая верхушка Золотой Орды приняла новую религию - ислам и мусульманское духовенство стало получать от ханов различные привилегии".

А Гильом де Рубрук проезжал через дельту Волги в 1254 году и в своих записях упоминает о поселении, которое было на берегу. Это была зимняя ставка сына Бату- Сартака.

Но датой официальной ( по царским записям) считается 1558 год. А статус города с 1717 года. Проживает в городе Астрахань- 524 тыс. Расположен город на 11 островах, а по берегу Волги вытянут более чем на 45 км. В черте города более 50 мостов. Если соотнести количество жителей и мостов и островов, то он вполне может соперничать с Санкт- Петербургом!

Астрахань. Автовокзал. Фото из свободного доступа.
Астрахань. Автовокзал. Фото из свободного доступа.

В город мы въезжаем по Новому мосту, который пересекает остров Городской. Мост построен в 1988 году и имеет длину 4,5 км. Автовокзал находится в центре города рядом с железнодорожным вокзалом. Город условно делится на старый и новый город. В старом городе узкие улочки, но расширять улицы или сносить старые дома нельзя, потому что старый город внесен в список мирового культурного наследия. На реставрацию не хватает средств. Основной вид общественного транспорта - это маршрутки. В городе очень много интересных культурных объектов, но особо можно выделить Кремль. Он не перестраивался с момента своего основания ( 1558г).

Астрахань- это город в котором начинается и хранится Россия !