Добрый день, друзья, рад приветствовать вас на своем канале AD для HR! Сегодня я, Антон Дурнецов, руководитель одной из узкоспециализированных HR-компаний, хочу поговорить с вами о дисциплине :).
Руководство бывает разное. Кто-то предпочитает авторитарный стиль управления для поддержания дисциплины в коллективе, кто-то одобряет демократию, есть и такие, что откровенно фамильярничают с подчинёнными. Тяжелее всего на посту руководителя приходится молодым неопытным управленцам. От страха «непослушания», от боязни утратить ещё не созданный толком авторитет они нередко закручивают коллективу гайки, а взамен получают скрытое недовольство, а иногда и ненависть. Но и выраженный либерализм не всегда доводит до добра: сотрудники начинают наглеть, регулярно опаздывают, ходят на перекуры по восемь раз за день.
Две молодые девушки, Даша и Оля, решили открыть свою веб-студию. Деньги на раскрутку были, подсуетились обеспеченные родители. Вместе наняли двух первых сотрудников — программиста и SMMщицу, остальные услуги раздали по фрилансерам, а потом Ольге пришлось на год уехать в столицу.
Вначале дисциплина в коллективе была на уровне. Потом девушка, отвечавшая за SMM, начала регулярно опаздывать. После третьего замечания Дарья уволила девушку и взяла на её место парня. Парни, хоть иногда и отлынивали от задач, понимали, что работа хорошая, зарплата отличная, и начальство старались откровенно не бесить. Дарья же вела себя корректно, но держала дистанцию, и переговоры с клиентами в основном брала на себя.
Потом вернулась Ольга. Студию переоформили на неё, Дарья ушла в декрет, штат начал расширяться, клиентов прибавилось. Однако Ольга вела себя крайне фамильярно: под настроение то объявляла отдельных новеньких друзьями, то открыто хамила за малейшие проступки, сама нередко приезжала только к обеду. Сотрудники стали опаздывать, начался бесконечный конвейер из поисков виноватых, увольнений, найма новых работников.
Эта типичная история поучительна для всех новоиспеченных руководителей: от дисциплины зависит стабильность и качество рабочих процессов.
Воспитание дисциплины в коллективе
Дисциплина — это не послушание, а набор правил. Как бы вы не обходились со своими сотрудниками: мягко, жестко, твердо — для воспитания дисциплины нужно две вещи:
- Ввести на работе определенные правила.
- Строго следить за их соблюдением и соблюдать самому!
Какими могут быть правила:
- четко установленное время прихода на работу, руководителю желательно приходить за 10 минут до;
- количество перекуров в день: можно официально объявить, что допускается перекур через энное количество часов;
- какие-то плюшки за качественную, быстро выполненную работу (например, тот, кто выполнит все задачи раньше срока, может уехать домой) и, наоборот, наказание за валяние дурака и пр.
Если руководитель позволяет себе ежедневно приезжать на работу к обеду, не ждите, что сотрудники будут приходить к 8.00. Помните, что дисциплина на работе невозможна без минимального контроля.
Как восстановить дисциплину
В основном трудовую дисциплину нарушают в следующих случаях:
- начальник не может проявить достаточную твердость, постоянно показывает свою слабость, не в состоянии решить проблему в критический момент;
- руководство само стирает границы, ведет себя слишком непринужденно, развязно;
- отсутствие контроля — тогда сотрудники, в особенности молодежь, создают имитацию бурной деятельности, занимаются на рабочем месте своими делами (оговорюсь, что если работник успевает качественно выполнять задачи, то закрывать глаза на его личные дела во время работы допустимо, если это не нарушает общего регламента и не разлагает морально коллектив);
- высшее начальство назначает на должность руководителя среднего звена не того, кого хочет видеть коллектив;
- новоиспеченное начальство некомпетентно, не разбирается в рабочих моментах.
Что делать, если вы осознали все ошибки, и теперь надо исправлять ситуацию?
При регулярном нарушении дисциплины на работе бывает достаточно обратиться к Трудовому Кодексу, статье 192.
Существует несколько типов дисциплинарных взысканий:
- замечание;
- выговор;
- увольнение.
Все просто: фиксируете нарушение, берете с сотрудника объяснение и объявляете замечание. При следующем проступке у вас уже есть полное право уволить его.
К сожалению, иногда это единственный способ решить проблему. Одно показательное увольнение обнаглевшего работника может вернуть мир в коллективе: все поймут, что с руководством лучше не шутить. К тому же удаление «бунтарей» пойдет на пользу общей обстановке.
Объявляя выговор или увольняя человека, не срывайтесь. Спокойно сообщите о том, что предупреждения уже были, и в произошедшем виноват сам работник. Крики, переход на личности выставят вас в негативном свете и симпатии будут не на вашей стороне.
Итак, наглецы выдворены, в коллективе затишье. Продолжаем действовать:
- придерживаемся четкого рабочего графика;
- начинаем утро с планерки либо заканчиваем день подведением рабочих итогов;
- вводим (по возможности) на работе CRM;
- держим дистанцию с подчиненными;
- применяем систему пряник-кнут: за выполнение задач премируем, за откровенное нарушение трудовой дисциплины на работе наказываем (например, лишними часами работы).
Если коллектив большой, вы не в состоянии уследить за всеми, назначьте заместителей.
Соблюдение этих простейших правил дает отличный эффект — просто попробуйте на практику. Главное, не перегибать: действуйте строго, но спокойно, не размахивайте штрафами и санкциями направо-налево, введите понятный и простой внутренний регламент.
А вам приходилось закручивать гайки на работе? Ставить на место зарвавшихся наглецов? Расскажите в комментариях о своем опыте!