Девочки любят сказки, наивно полагая, что готовность жертвовать всем ради любви – залог счастливой семейной жизни. Но так ли это на самом деле? Вызволение принцессы из башни и вынос мусора – разные вещи. Мало кто готов к ежедневным подвигам.
Известный петербургский психолог Елена Николаева анализирует поведение любимых сказочных героинь и прогнозирует их семейную жизнь с учетом личной истории в своей книге «Как не остаться одинокой. Чему сказочные истории учат женщин».
Так, Русалочка холодна в постели, Красная Шапочка прибегает к манипуляциям, а Царевна-лягушка не умеет выстроить диалог с мужем. Подражая сказочным принцессам, девочки программируют сценарии своих отношений. Альтернативный взгляд на сказки дает понимание, почему исполненные романтических ожиданий барышни, разочаровываются в браке.
Дети, как правило, следуют не тому, что говорят взрослые, а их поступкам. И поэтому воплощают не мечты родителей, а их сценарии — психологические рамки, в которых живут сами и в которые пытаются втиснуть любимых чад. Чем старше становится человек, тем больше он замечает, как повторяет то, что когда-то ему не нравилось, в своей семье.
Нам трудно делать то, чего мы не знаем. И мы чувствуем спокойствие, поступая привычным образом. Только психологически зрелый человек способен изменить сценарий, потому что готов к ежедневной работе, критично относится к себе и постоянно учится жить в мире с другими, договариваться, любить.
Приводим отрывки из книги
Царевна-лягушка и Спящая красавица
В русской сказке царевич женится на лягушке не по любви, его вынуждают обстоятельства. Отец, решая проблему коррупции в государстве, разработал надежный способ выбрать невест для сыновей: каждый из них стреляет из лука — куда падает стрела, там и следует искать невесту. Сказка, правда, сразу подчеркивает отличительные психологические особенности Ивана-царевича — он честный и порядочный. Сначала не отрицал, что стрела попала в болото и ее взяла лягушка (хотя никаких свидетельств этого не было, молодой человек с другими личностными особенностями мог бы внести коррективы). А потом не стал предпринимать шагов, чтобы от нее избавиться: исправно кормил и поил, в платочек заворачивал...
Похоже, отец действительно воспитывал его с желанием быть честным и принципиальным. Но в какой-то момент молодой человек обнаруживает удивительную вещь: наедине с ним и в обществе супруга выглядит и ведет себя по-разному. На людях она восхитительно прекрасна, талантлива, обольстительна и умна, покорила не только сердце супруга, но и его отца, который выделил ее из всех невесток. Однако дома превращается в то, к чему не все люди и прикоснуться-то могут, — в лягушку, холодную и склизкую, молчаливую. У холоднокровной лягушки прикосновения теплокровного супруга вызывают боль.
Царевич, хоть и честный, но не слишком сообразительный (прямо скажем, туповат), не пытается поговорить с женой и выяснить обстоятельства ее преображения. Она ведь не сразу меняет женский облик на лягушачий, и при желании можно было бы спросить: к чему такие преображения. Да и за столом на пиру легко переговорить. Но, подобно отцу, который не удосужился спросить сыновей об их предпочтениях, Иван тоже радикально решает проблему — сжигает ночью лягушачью кожу супруги.
Это не дает запланированного результата, а, наоборот, все усложняет. Жена исчезает, и, как ответственный человек, Иван-царевич отправляется в тридесятое царство за тридевять земель, побеждает волшебника, заколдовавшего супругу, и привозит ее назад, уже как полноценную красавицу, круглосуточно живущую в женском облике.
С этой точки зрения данная сказка близка сказке о Спящей красавице. Она — принцесса (наша лягушка, хоть и страшна как смертный грех, тоже царских кровей). Оба родителя и окружающие души в ней не чают. Но сбывается проклятье злой феи, и девушка впадает в летаргический сон (из некоторых замечаний в русской сказке можно предположить, что и Царевна-лягушка была счастлива, пока ее не заколдовал Кощей Бессмертный). Условием пробуждения Спящей красавицы должен стать поцелуй принца. Сложность условия в том, что принц должен обладать определенными качествами: чтобы поцеловать принцессу, ему нужно продраться сквозь лесную чащу (замок за сто лет сильно зарос) и найти нужную опочивальню в лабиринте комнат, где стоят странно одетые спящие люди. В конце концов, отыскать принцессу, покрывшуюся слоем столетней пыли, и рискнуть поцеловать, не боясь подцепить усовершенствованный вирус.
Сказки похожи тем, что не сами девушки предпринимают какие-либо действия, чтобы освободиться от волшебных чар. Все определяют случайные внешние обстоятельства: их выбирают, а они из чувства благодарности выходят замуж.
В данном сценарии есть две психологические проблемы. Прежде всего, Спящая красавица рискует проспать всю жизнь, не дождавшись поцелуя принца, а Царевна-лягушка — до скончания лет бесцеремонно квакать в болоте, пока стрела Ивана-царевича не окажется в ее лапках. Таких одиноких дам, живущих ожиданием суженого и полагающих, что он обязан предпринимать шаги для поиска невесты, предостаточно. Их научили, что девочки должны быть скромными, не высовываться и ждать, когда судьба будет решена теми, кто знает, как поступать. Они коротают век в романтических мечтах, как в определенный момент он явится на белом коне, подхватит сильными руками и унесет в прекрасный мир, показываемый по телевизору.
………………………………
Снегурочка
Снегурочка — самая сложная и трагическая фигура русских сказок. Это дочь Весны и Мороза, у нее теплая душа матери и холодное тело отца. Встретив человека, которого выбрала сама, она предпочитает умереть любя, чем жить в нелюбви. В ней нет следования традиции, все ее действия осознанны, а проблема помещена внутри задолго до ее рождения.
Это единственный вариант ассертивного сказочного персонажа.
Ассертивность — способность отстаивать собственную позицию, достоинство, право на свой путь в жизни. Прежние героини не смели и думать об этом, боролись только с внешними обстоятельствами, не заглядывая в себя. Снегурочка же отстаивает право на выбор, а не подчиняется суровым обстоятельствам, хоть они и уничтожают ее.
Снегурочки — девочки, родившиеся на стыке двух культур, поскольку их родители могут исповедовать разные религии, принадлежать разным народам с неодинаковыми традициями, порой противоречащими друг другу.
Стив Джобс был сыном протестантки и мусульманина. Дедушка, отец матери, пригрозил проклясть ее, если она выйдет замуж за человека иной веры. Поэтому мать была вынуждена отказаться от ребенка, нанеся ему непоправимую травму, которая кровоточила всю жизнь. Мальчика усыновила хорошая семья, тоже имевшая проблемы: мать была армянкой, бежавшей из Турции во время геноцида армян. Биологическая мать Стива Джобса закончила плохо — умерла от алкоголизма. Образно можно сказать, что она сгорела как свеча в условиях, где любое свободное действие несло угрозу ребенку или ей.
Так происходит с женщинами, которые в ригидном обществе пытаются совершить свободный поступок. Впервые его описал Лев Толстой в «Анне Карениной». У нее не было внутренних противоречий, связанных с семьей, но были столкновения искренней натуры с лицемерным обществом, где ей приходилось жить.
Чем более неодинаковы родители и их представления о жизни, тем менее благополучна жизнь ребенка и тем менее вероятна спокойная жизнь после свадьбы родителей. У ребенка, как на двух дорожках магнитофонной ленты, записываются установки родителей, иногда противоречивые. Бессознательное ребенка принимает все как единое целое, и противоречие становится внутренним конфликтом.
С таким человеком трудно жить в семье, потому что он не знает, что такое умиротворенность и спокойствие. Поэтому высока вероятность развода. Расставшись, муж и жена могут с головой уйти в работу и воспитание ребенка, утратив надежду на дальнейшую семейную жизнь.
Особенностью Снегурочек является то, что их, как правило, не бросают. Они сами уходят, порой в никуда, поскольку не способны к имитации, лжи, компромиссу. Такие женщины готовы сами работать, не выйдут замуж ради денег, престижа или квартиры.
Удивительным образом внутреннее противоречие внешне формирует поведение, которое должно отвечать требованиям двух культур. Поскольку все культуры требуют честности, прямолинейности, трудолюбия и ответственности, у таких женщин названные качества присутствуют. Их уважают на работе, при этом они редко достигают высоких позиций в социуме, тем не менее качественно выполняя функции, например, руководителя социальных служб и подразделений в больших учреждениях.
Им сложно подняться выше, поскольку более высокие должности требуют компромисса. Многое в их жизни определяется семьей, из которой они вышли. Если родители — представители разных культур — смогли пронести сквозь свою жизнь теплые чувства друг к другу и позволяют детям самостоятельно проходить собственный путь, они становятся значимыми и уважаемыми людьми в том кругу, где проявляют активность.
Если все происходит так, как в жизни Стива Джобса, мать которого передала его в другую семью, они радикализуются, становясь резкими и бескомпромиссными. Они жестоки ко всем и требуют соблюдения правил, которые порой кажутся чрезмерными. Стив Джобс, как известно, быстро сгорел, заболев раком.
Снегурочки начинают болеть перед менопаузой, когда происходит гормональная перестройка, и нуждаются в постоянном медицинском уходе. Многие из них не выходят замуж, поскольку имеют очень высокие требования не только к себе, но и к партнеру. У них может не быть детей, что повышает вероятность развития психосоматики (мы помним, что люди в семье живут дольше, чем вне ее). В отличие от тех, кто вышел из благополучных семей, они имеют мало друзей, ведь для них мир часто черный либо белый — они не знают ни компромиссов, ни оттенков.
Эта книга не о сказках, а о людях, которые их читают.
Сказочное повествование позволяет перебросить мостик к ежедневным поступкам с менее приметными ошибками, исправив которые можно действительно жить долго и счастливо.
Более подробно с книгой можно ознакомиться на нашем сайте.
Желаем вам приятного чтения и дарим скидку на 30% по промокоду «Кофе».