Найти тему
Твой Информ

Невозможно отступать, пока горят наши леса

Оглавление

В Туве начались учения парашютистов-пожарных "Авиалесоохраны". Это 31 человек, который работает в самых сложных условиях на тушении лесных пожаров. На прошлой неделе свои навыки освежили 42 десантника-пожарных. Тренировки прошли на площадке возле Кызыльского аэропорта. Лесные брандмейстеры тренировались десантироваться с зависшего на 40-метровой высоте вертолёта МИ-8. Команда Тувинской "Авиалесоохраны" к пожароопасному периоду готова.

Будем ли гореть?

По данным Министерства природных ресурсов и экологии республики, в этом году в Туве прогнозируется 81 лесной пожар на площади почти 18 тысяч гектаров. Прогнозируемый ущерб — больше 207 миллионов рублей. За сухими цифрами статистики - то, к чему сейчас готовятся парашютисты и десантники. Учения эти — не ради галочки. Впереди месяцы напряжённой и смертельно опасной работы.

Именно поэтому на тренировках "Авиалесоохраны" крепкое словцо — не редкость. Тут не до сантиментов, на кону не только тувинская тайга, но и жизни людей. Существует ли реальная опасность таёжных пожаров в этом году, мы спросили руководителя "Авиалесоохраны" Тувы Буяна Сумучу.

- В Туве в этом году прогнозируется больше 80 лесных пожаров. Каким образом выводится эта цифра?

- Из числа возгораний за последние три-пять лет. Пять лет назад в республике стало уменьшаться количество лесных пожаров. Увеличение пошло с прошлого года. Связано это с погодными условиями, но в основном с накоплением в лесах сухостоя и сухой травы, которые легко возгораются.

- Где в этом году есть наибольшая опасность пожаров?

- В западных районах, где выпало мало снега. В этом году там уже было девять степных пожаров. Хоть они и имели небольшую площадь и оперативно потушены, но это уже говорит об опасности. Поэтому мы просим жителей не жечь сухую траву, водителей — не выбрасывать окурки по дороге. Сухая трава горит моментально! Пожар может начаться возле трассы и уйти в лес, а там его уже нелегко потушить. Начинается пора шашлыков. Непотушенный костёр, угли из мангалов, осколки стекла, бутылки, оставленные на природе — всё это приводит к пожару. В последние годы главная причина возгораний — человеческий фактор. 70 процентов пожаров происходит именно из-за людей. Например, в 2019 году 95 процентов таёжных пожаров возникли по вине человека, - рассказал главный лесной пожарный.

К пожароопасному сезону готовы
К пожароопасному сезону готовы

Сейчас на борьбе с пожарами в "Авиалесоохране" 73 человека - 31 парашютист и 42 десантника. Парашютисты допущены как к спуску с вертолёта МИ-8, так и к прыжкам с самолёта АН-2. Десантники работают только с вертолёта.

- Сколько у вас техники на предстоящий сезон?

- У нас 13 машин, а воздушные судна мы арендуем у компаний, прошедших аукцион. Уже заключён договор на вертолёт МИ-8 с "Туваавиа". Сумма контракта - больше 12 миллионов рублей на 55 лётных часов. Будем добавлять ещё 55 часов. Также в этом году мы организовали три точки — Кызы, Сарыг-Сеп и Шагонар, где будут базироваться самолёты АН-2. Пока договор с авиакомпаниями на стадии аукциона. В торгах будут участвовать, насколько я знаю, компании "Туваавиа", "Агат" и Авискон" из Красноярского края, "Ветперспектива" (г. Орёл).

- Республике хватит четырёх летательных аппаратов на пожароопасный сезон?

-3

- Да. В прошлые годы у нас было три воздушных судна. В этом году увеличили, так как появились парашютисты-пожарные в Сарыг-Сепе и Шагонаре. Там созданы авиаотделения, где должны работать именно самолёты АН-2.

Коллектив растёт. В прошлом году обучили 14 парашютистов-пожарных. В этом году семерых отправили на первоначальное обучение, с нуля. Два сотрудника получили квалификацию инструкторов пожарно-десантных групп в учебном центре при Лесопожарном центре Красноярского края.

Сначала наземная подготовка
Сначала наземная подготовка

- Буян Михайлович, а вы хотели бы открыть учебный центр в Туве?

- Уже запланировали. Хотим сами обучать парашютистов, десантников, инструкторов. Пока специалистов, имеющих допуск к образовательной деятельности, у нас, нет, но мы ведь можем получить его. Будем выбирать людей и отправлять на переквалификацию.

С 40 метров в самое пекло

Перед началом каждого пожароопасного сезона в "Авиалесоохране" проводят работу над ошибками. Прямо как в школе. Правила техники безопасности меняем. Закупаем новые средства индивидуальной защиты: респираторы, очки, фонарики, свистки, компас, фляжка, аптечка. Экипировка одного пожарного стоит около 10 тысяч рублей. А для парашютистов значительно выше. Один парашют стоит больше 500 тысяч рублей, поэтому запасных нет.

Десантник должен спуститься с вертолёта, зависшего, как минимум, в 20 метрах над землёй. Опытные десантники уже спускаются с 30 и 40 метров. Длина шнура — 50 метров. Временного норматива нет. Всё зависит от ситуации. У парашютистов-пожарных задача сложнее. Самолёт не зависает, а пролетает. Пилот ищет свободные от деревьев площадки, где можно выбросить парашютистов.

-5

- Охотно ли идут работать в "Авиалесоохрану"? Многие ещё помнят о трагической гибели десантников в таёжном пожаре в Бай-Тайгинском районе.

- Люди стали интересоваться службой, но до сих пор многие даже не знают, что в Туве есть авиалесоохрана. Мы стараемся не допускать текучки кадров, сохранить костяк коллектива. На пожаре нужны опытные люди.

- Каков средний возраст десантников?

- 30-35 лет. Стараемся обучать и молодых, чтобы они к 30-летнему возрасту уже имели опыт. Да и работа наша требует физической силы и выносливости. Всегда ищем людей, которые проходили службу в десантных войсках, имеют опыт прыжков с парашютом.

Команда Тувинской Авиалесоохраны
Команда Тувинской Авиалесоохраны

- А какова средняя зарплата?

- Зарплата достойная, есть возможность роста.

Мы должны быть благодарны за Туву

В 2019 году, когда Буян Сумучу стал руководителем "Авиалесоохраны", у предприятия был долг - больше 42 миллионов рублей - по разным статьям. Организацию пришлось присоединить к АУ "Туранское Спец. ЛХУ". Спустя два года долг закрыт полностью. Для этого команда тувинских парашютистов и десантников-пожарных работала на ЧС в Красноярском крае и Иркутской области.

Реальная работа будет в тайге
Реальная работа будет в тайге

- Есть ли в планах приобрести свои вертолёты и самолёты?

- У нас нет своих лётчиков, да и штатных единиц для них. Нужны амбары, площадки. Федеральная авиалесоохрана может себе позволить. Мы даже не имеем права приобретать и располагать своими воздушными судами.

- А на ваш взгляд нужна ли своя авиатехника?

- Разумеется. На своей технике всегда легче работать. Ты знаешь, в каком она состоянии, есть ли поломки. Мы, конечно, стараемся проверять компании, которые выигрывают тендер. Какие они поставляют воздушные суда, какое топливо используют? Ведь это — вопрос безопасности наших людей. У лётчиков компаний должны быть специальные лесопожарные свидетельства.

Буян Сумучу в "Авиалесоохране" с 2013 года. Начинал десантником-пожарным. Поднимаясь по карьерной лестнице, он стал инструктором десантно-пожарной группы. В 2019 году назначен на пост директора Базы авиационной охраны лесов — филиала АУ "Туранское Спец. ЛХУ". После оплаты долга с 14 января 2021 года учреждение стало самостоятельным.

- Бывает так, что человек не может ничего сделать. Я помню, как мы убегали от верхового пожара, прятались в ручейке. Бывают, конечно, и смешные случаи. К счастью, их больше. Это потому что у нас работают весёлые люди. ««Без юмора в нашей профессии никак», - говорит Сумучу.

- О чём думаете в экстренных ситуациях во время пожара? О смерти? О родных?

- В экстренных ситуациях в голове мыслей нет. Делаешь всё на автомате. Ведь когда идёшь на пожар, присматриваешь пути отступления, ручейки, где можно спрятаться. Осознаёшь уже потом, когда видишь масштабы. Думаешь, слава Богу, что жив остался! Травм и ожогов, тьфу-тьфу-тьфу, у меня не было.

- А почему вы пошли в эту профессию?

- Хотелось оставить детям нашу прекрасную природу. Я даже горжусь, что здесь работаю. От нас зависит экологическое состояние планеты. Девиз каждого работника "Авиалесоохраны": "Невозможно отступать, пока горят наши леса". Согласитесь, с лесами Тува красивее, а без лесов Тува — не Тува. Даже выехав в другие регионы, всегда подмечаю, что наша тайга богаче и красивее. Всегда думаю, я должен быть благодарен за то, что живу в такой красивой республике.

Автор Алдынай Салчак

У "Авиалесоохраны" есть круглосуточный "горячий" номер: 5-04-86. Работает бесплатная прямая линия лесной охраны: 8-800-100-94-00. Диспетчеры круглосуточно принимают сообщения о возгораниях и нарушении правил пожарной безопасности в лесу.