Блуждая по просторам Вконтакте и Инстаграма, нередко попадаешь в новые группы и каналы. Некоторые из этих страниц излагают альтернативный взгляд на определенные события происходящие вокруг. В частности, касательно сложившейся ситуации вокруг пандемии и всего того, что к этому относится. Так, например, содержащийся в них контент может выражать сомнение или несогласие относительно ношения масок или вакцинации. Эти вопросы несут щекотливый характер и заслуживают отдельного внимания, поэтому в данной статье речь пойдет не об этом. Главная проблема заключается в другом: в реакции администрации данных социальных сетей на сообщества, публикующие непопулярную точку зрения.
Вконтакте и Инстаграм при переходе на некоторые страницы с альтернативным контентом в специальном предупреждающем окне сообщает пользователю о возможной недостоверной или ложной информации, содержащейся в данном сообществе. Социальные сети уповают на то, что "независимые эксперты" (ахах, очень смешно) и Всемирная организация здравоохранения уже изучили все, что надо и что за необходимой информацией нужно обращаться только к ним. Итак, что же это за аргументы, и как они работают?
Отвечая на поставленные вопросы обращусь к книге Дэвида Майерса "Социальная психология", где в одной из глав автор разбирает феномен убеждения. Я коснусь лишь малой, но важной части, которая позволит понять, на что опираются и ссылаются социальные сети при предупреждениях о дезинформации.
Приведу фрагмент из данной книги: "Социальные психологи доказали, что восприятие информации зависит от того, кто ее сообщает. В одном эксперименте, по ходу которого лидеры социалистов и либералов отстаивали в парламенте Нидерландов одну и ту же позицию, используя одни и те же слова, каждый из них добился наибольшего успеха именно у членов своей партии. Это говорит о том, что важна не только информация, но и то, от кого она исходит. "Одноклубник" выглядит убедительнее, выступающего из оппозиции, несмотря на одинаковое содержание информации.
Каждый из нас больше поверит сообщению о пользе того или иного физического упражнения, если оно будет опубликовано в одном из изданий Национальной академии наук, а не в бульварной газете. То есть большую роль играет воспринимаемая слушателями компетентность самого вещателя. Например, информация о том, как нужно чистить зубы, полученная от «доктора Джеймса Рандла, члена Канадской стоматологической ассоциации», значительно более убедительна, нежели та же самая информация, полученная от «Джеймса Рандла, ученика местной средней школы, выполнившего вместе со своими одноклассниками проект, тема которого — гигиена полости рта»". Таким образом, даже дилетант в какой-либо области, притворившись профессионалом будет вызывать доверие аудитории. Дополнительным примером послужит кинокартина "Поймай меня, если сможешь" с Леонардо Ди Каприо в главной роли. Где герой фильма, не имея специального образования ни в одной специальности и будучи аферистом, умудрился поработать учителем, доктором, журналистом и даже авиапилотом только за счет притворства и харизмы.
Итак, Майерс пишет о двух важных факторах:
1) Большое влияние в убеждении имеет тот оратор, который является единомышленником аудитории.
2) Намного убедительнее звучат доводы того вещателя, который является представителем либо авторитетного издания, либо авторитетной профессии. Чтобы вызвать доверие, самое важное - это казаться влиятельным, а не быть им в действительности.
Тем самым перенося эти факты на нашу реальность, становится очевидным, что при некоторых посланиях социальные сети ссылаются на общеавторитетные источники, такие как "независимые ученые" и ВОЗ, вызывающие по умолчанию своим именем большой уровень доверия. При том, что самой общественности по сути неизвестно, кто именно эти "ученые": неизвестны их конкретные имена, неизвестны их профессиональные компетенции, неизвестны их заслуги и неизвестно, кем являются эти пресловутые эксперты по проверке фактов. Таким образом, ВК и Инстаграм, ссылаясь на силу имени авторитета, производят аргументацию сомнительной информации. А вкупе с повсеместным распространением, когда абсолютное большинство, включая родных, близких и единомышленников, думает в одном ключе, она глубоко укореняется и становится непреложной истиной.
Подписывайтесь:
Дзен https://zen.yandex.ru/id/60904e0c23bb914da366d208
Telegram: https://t.me/maviroom