Бронеавтомобили, пожалуй, были одним из символов Гражданской войны в России, широко применялись всеми сторонами конфликта. В отличие от первых тихоходных танков, «броневички» по своим скоростным параметрам вполне отвечали маневренным стандартам Гражданской войны.
В межвоенный период Советский Союз тоже не забывал о бронеавтомобилях. Пожалуй, самые известные модели того периода (1930-е гг.) — это легкий бронеавтомобиль БА-20 и средний бронеавтомобиль БА-10.
Эти ребята успели принять участие в войне с Японией в 1945 году. И в более ранних конфликтах они себя неплохо проявили: Советско-финская, Халхин-Гол, Польский поход РККА.
Но в период Великой Отечественной войны парки БА-10 и БА-20 понесли большие потери. Более того, в 1941 году прекратили выпуск бронеавтомобилей БА-10, в 1942 году — перестали выпускать и БА-20. Кто же пришел им на смену и стал «рабочей лошадкой» Великой Отечественной войны?
Ответ прост: бронеавтомобиль БА-64 и его модификация БА-64Б. Их в период Великой Отечественной войны создали достаточно: 3903 бронеавтомобиля БА-64 и около пяти тысяч бронеавтомобилей БА-64Б (их выпускали и в 1946 году).
БА-64 имел двигатель ГАЗ-MM мощностью 50 лошадиных сил, мог развивать скорость до восьмидесяти километров в час. Поэтому он идеально подходил для узкоспециализированных, но важных задач: разведка, уличные бои, десант, рейды по тылам противника.
Бронеавтомобиль имел противопульную броневую защиту, основное вооружение — чаще всего, пулемет ДТ, хотя были возможны и другие варианты. Экипаж бронеавтомобиля состоял из двух человек:
— механик-водитель;
— командир, также являвшийся башенным стрелком.
Разработкой бронеавтомобиля БА-64 и полноприводного военного автомобиля ГАЗ-64 (на шасси которого и выпускали БА) занимался конструктор Виталий Андреевич Грачёв, получивший за свои заслуги перед страной Сталинскую премию третьей степени.
Бронеавтомобиль обладал высокой проходимостью и часто выручал советскую пехоту в уличных боях, так как мог вести пулеметный огонь по верхним этажам зданий. Часто его использовали и для защиты пехотных колонн от внезапных налетов немецкой авиации.
Впрочем, были у БА-64 и его дальнейшей модификации и недостатки. К примеру: легкое бронирование, отсутствие пушки, слабые радиостанции (большая часть бронеавтомобилей БА-64 их вообще не имела). С другой стороны, со своими специализированными задачами этот легкий бронеавтомобиль справлялся, вплоть до конца войны (в 1945 году в войсках было свыше трех тысяч машин).
И потом ещё послужил, причем не только в Красной армии. Так, эти бронеавтомобили передавали потом полякам, чехословакам и немцам из ГДР. После 1946 года в советских войсках БА-64 использовали, чаще всего, как учебную машину. А доктрина Советской армии предполагала широкое использование БТРов и БРДМов.
С вами вел беседу Темный историк, подписывайтесь на канал, ставьте лайки, смотрите старые публикации (это очень важно для меня, правда) и вступайте в мое сообщество в соцсети Вконтакте, смотрите видео на моем You Tube канале. Читайте также другие мои каналы на Дзене:
О фильмах, мультиках и книгах: Темный критик.
О политоте, новостях, общественных проблемах: Темный политик.