Найти в Дзене
Primavera

Trompe l'oeil - иллюзия обмана

Обманка, или тромплей, от французского trompe-l'oeil (обман глаз) — это самый безобидный вид обмана, которому люди поддаются с удовольствием и приветствуют мастера, способного создать иллюзию реального объема, фокус присутствия того, чего на самом деле нет, имитацию реальности, в которую окружающие свято верят по крайней мере в первый момент.

Для художника с античных времен было лучшим комплиментом сказать: «Да он на твоем портрете как живой!». В XVII-XVIII веке возник и стал чрезвычайно популярным жанр натюрморта, посвященный trompe-l'oeil. Наиболее частым сюжетом были полки, уставленные утварью или памятные доски, на которые пришпиливали разные милые и памятные вещицы. А еще дичь, убитые птички, подвешенные на стенке. Но я эти репродукции приводить не буду — птичку жалко.

С холстов картинки в скором времени перекочевали на мебель. Расписывались дверцы шкафов, комодов, столиков, создавая иллюзию открытых полок, обставленных красивыми вещицами.

Очень продвинулись в искусстве тромплея керамисты. Фарфоровые мануфактуры выпускали блюда  и украшения для стола в виде корзинок с цветами и фруктами, которые пользовались большой популярностью. И, конечно, серебряных дел мастера, которые могли создать из золота и серебра иллюзию ткани, меха, дерева… да чего угодно.

Впрочем, смотрите сами: примерно в таком порядке мы и будем смотреть и удивляться. Хотя, на самое первое место я все-таки решила поставить эти крекеры из...

Эти две маленькие тарелки «крекеров», созданные в традиции trompe-l'oeil (7,7 x 5,9 см), вырезаны из жадеита.
Эти две маленькие тарелки «крекеров», созданные в традиции trompe-l'oeil (7,7 x 5,9 см), вырезаны из жадеита.
Trompe-l'oeil с цветами, рисунком, ножницами, часами, тарелками и кувшином на деревянной полке.  Андреа Урбани. Венеция,  1711 — 1798 гг. Масло на холсте, 52,2 х 64,8 см.
Trompe-l'oeil с цветами, рисунком, ножницами, часами, тарелками и кувшином на деревянной полке. Андреа Урбани. Венеция, 1711 — 1798 гг. Масло на холсте, 52,2 х 64,8 см.
Trompe-l'oeil с птичьей клеткой и охотничьим снаряжением. Йоханнес Лиманс, Гаага 1633 — 1688 гг.  Масло на холсте, 73 х 59,5 см.
Trompe-l'oeil с птичьей клеткой и охотничьим снаряжением. Йоханнес Лиманс, Гаага 1633 — 1688 гг. Масло на холсте, 73 х 59,5 см.
Trompe-l'oeil с птичьей клеткой и охотничьим снаряжением. Кристофер Питерсон, Гаага 1631 — 1714 гг. Масло на холсте.
Trompe-l'oeil с птичьей клеткой и охотничьим снаряжением. Кристофер Питерсон, Гаага 1631 — 1714 гг. Масло на холсте.
Trompe-l'oeil с увеличительным стеклом, бабочками, картографическими приборами и картой. Французская школа, конец XVIII века. Масло на холсте, 40,6 х 33,1 см.
Trompe-l'oeil с увеличительным стеклом, бабочками, картографическими приборами и картой. Французская школа, конец XVIII века. Масло на холсте, 40,6 х 33,1 см.
Набор из 4-х Trompe-l'oeil с цветами и картами. Французская школа, XX век. Масло на холсте, 25,8х19,6 см.
Набор из 4-х Trompe-l'oeil с цветами и картами. Французская школа, XX век. Масло на холсте, 25,8х19,6 см.
Trompe-l'oeil с книгой. Южногерманская  школа, XVI век. Масло на панели, 45 x 52,3 см.
Trompe-l'oeil с книгой. Южногерманская школа, XVI век. Масло на панели, 45 x 52,3 см.
Живописную технику монохромного изображения скульптуры — гризайль, тоже часто относят к жанру Trompe-l'oeil. Жюльен-Леопольд Бойи (1796-1874), Франция. Путти с козой. Масло на холсте, 78 x 102,9 см.
Живописную технику монохромного изображения скульптуры — гризайль, тоже часто относят к жанру Trompe-l'oeil. Жюльен-Леопольд Бойи (1796-1874), Франция. Путти с козой. Масло на холсте, 78 x 102,9 см.
Trompe-l'oeil: женщина, занимающаяся уборкой, франко-фламандская школа, конец XVII века. Масло на панели в виде женской фигуры, высота 166 см.
Trompe-l'oeil: женщина, занимающаяся уборкой, франко-фламандская школа, конец XVII века. Масло на панели в виде женской фигуры, высота 166 см.

Особым жанром искусства «trompe-l'œil» стали фигуры-обманки в виде человеческих фигур, нарисованные и вырезанные по контуру на тонкой деревянной панели. Такие обманные фигуры были популярны в XVII — XIX веках, сначала в странах Западной Европы, а затем в Америке. Фигуры-обманки использовали в качестве каминных экранов, иногда их устанавливали в качестве шутки при входе в парадные залы. Они изображали гостей, прислугу или домашних животных.

Шкаф, расписанный в стиле Trompe-l'oeil, Антонио Бьянки, конец XIX века. Антонио Бьянки - краснодеревщик итальянского происхождения, живший в Англии и основавший фирму Arighi Bianchi.
Шкаф, расписанный в стиле Trompe-l'oeil, Антонио Бьянки, конец XIX века. Антонио Бьянки - краснодеревщик итальянского происхождения, живший в Англии и основавший фирму Arighi Bianchi.
Шкаф, расписанный в стиле Trompe-l'oeil, США, конец XIX — начало XX века
Шкаф, расписанный в стиле Trompe-l'oeil, США, конец XIX — начало XX века
Ореховый шкаф, расписанный в стиле Trompe-l'oeil,  XVIII век.
Ореховый шкаф, расписанный в стиле Trompe-l'oeil, XVIII век.
Украшение для стола в стиле Trompe-l'oeil, Мейсенская мануфактура, вторая половина XVIII века.
Украшение для стола в стиле Trompe-l'oeil, Мейсенская мануфактура, вторая половина XVIII века.
Блюдо, расписанное орехами и насекомыми в стиле Trompe-l'oeil, Мейсенская мануфактура, около 1740 г.
Блюдо, расписанное орехами и насекомыми в стиле Trompe-l'oeil, Мейсенская мануфактура, около 1740 г.
Керамическая шкатулка Trompe-l'oeil.
Керамическая шкатулка Trompe-l'oeil.
Поднос в стиле Trompe-l'oeil, вероятно, Жан-Батист Гамбут, XIX век.
Поднос в стиле Trompe-l'oeil, вероятно, Жан-Батист Гамбут, XIX век.
Блюдо в стиле Trompe-l'oeil, фирма Longshamp, около 1875 г.
Блюдо в стиле Trompe-l'oeil, фирма Longshamp, около 1875 г.
Овальное блюдо с вишней в стиле Trompe-l'oeil, вероятно Страсбург, середина XVIII века.
Овальное блюдо с вишней в стиле Trompe-l'oeil, вероятно Страсбург, середина XVIII века.
Исключительно редкое украшение для стола с имитацией хурмы и гранатов в стиле Trompe-l'oeil, Китай, династия Цинь.
Исключительно редкое украшение для стола с имитацией хурмы и гранатов в стиле Trompe-l'oeil, Китай, династия Цинь.

Эта пара великолепных подносов с фруктами, вероятно, была заказана императором Цяньлун (годы правления 1736-1795), возможно, величайшим коллекционером и покровителем искусств в истории Китая. Фарфоровые фрукты могли быть изготовлены в качестве подношений для алтаря тибетского буддийского храма в Запретном городе или украшать дворцовый зал, поскольку и гранат, и хурма имеют благоприятное символическое значение. Реалистичность исполнения фруктов с пристальным вниманием к деталям демонстрирует изумительные технические навыки гончаров в императорских печах Цзиндэчжэня, поскольку фарфор такого размера и сложной формы очень трудно изготовить, он склонен к деформации во время обжига. Подобные объекты, должно быть, были произведены в очень ограниченном количестве, и сегодня их осталось еще меньше из-за их хрупкости.

Небольшая ваза на тарелке с орехамии сладостями в стиле Trompe-l'oeil, Китай, династия Цинь.
Небольшая ваза на тарелке с орехамии сладостями в стиле Trompe-l'oeil, Китай, династия Цинь.
Ваза бирюзового цвета с имитацией ткани в стиле Trompe-l'oeil, Китай, династия Цинь.
Ваза бирюзового цвета с имитацией ткани в стиле Trompe-l'oeil, Китай, династия Цинь.
Блюдо с лукам в стиле Trompe-l'oeil, фирма Minton, около 1845 г.
Блюдо с лукам в стиле Trompe-l'oeil, фирма Minton, около 1845 г.
Блюдо со щукой и окунями в стиле Trompe-l'oeil, фирма Minton, конец XIX века.
Блюдо со щукой и окунями в стиле Trompe-l'oeil, фирма Minton, конец XIX века.

-24

Фарфоровый trompe-l'oeilв виде конверта, адресованный Марио Буатте из архитектурного дайджеста от декабря 1996 года.

-25

Бронзовая корзина с морепродуктами в стиле Trompe-l'oeil, периода Мэйдзи.

-26

Серебряная корзина с салфеткой в стиле Trompe-l'oeil, Москва, 1874 г.

-27

Серебряная коробочка для мелочей в виде мешочка (высота 7,5 см) в стиле Trompe-l'oeil, Джанмария Бучечеллати, 1968 г.

-28

Серебряная масленка в виде плетеной корзины с фигуркой коровы на крышке (высота 13,5 см), Москва, 1899-1908 гг.

-29

Серебряное блюдо и медные фрукты на серебряной салфетке в стиле Trompe L'Oeil, Gorham Mfg. Co., Providence, RI, 1882 г.

-30

Серебряная коробка для сигар с имитацией фактуры дерева в стиле Trompe L'Oeil, Александр Мухин, Москва, 1882 г.

-31

Шкатулка Петра Лоскутова в стиле Trompe L'Oeil, Москва,1885 г.

Друзья, если вам понравилась статья, пишите комментарии, ставьте лайки и подписывайтесь - будет много интересного! ПОДПИСАТЬСЯ

Больше информации о ювелирах и истории ювелирного дела вы можете найти в статьях:

Приятного просмотра!

Приглашаю всех в мой магазинчик PRIMAVERA на Ярмарке Мастеров!