Обманка, или тромплей, от французского trompe-l'oeil (обман глаз) — это самый безобидный вид обмана, которому люди поддаются с удовольствием и приветствуют мастера, способного создать иллюзию реального объема, фокус присутствия того, чего на самом деле нет, имитацию реальности, в которую окружающие свято верят по крайней мере в первый момент.
Для художника с античных времен было лучшим комплиментом сказать: «Да он на твоем портрете как живой!». В XVII-XVIII веке возник и стал чрезвычайно популярным жанр натюрморта, посвященный trompe-l'oeil. Наиболее частым сюжетом были полки, уставленные утварью или памятные доски, на которые пришпиливали разные милые и памятные вещицы. А еще дичь, убитые птички, подвешенные на стенке. Но я эти репродукции приводить не буду — птичку жалко.
С холстов картинки в скором времени перекочевали на мебель. Расписывались дверцы шкафов, комодов, столиков, создавая иллюзию открытых полок, обставленных красивыми вещицами.
Очень продвинулись в искусстве тромплея керамисты. Фарфоровые мануфактуры выпускали блюда и украшения для стола в виде корзинок с цветами и фруктами, которые пользовались большой популярностью. И, конечно, серебряных дел мастера, которые могли создать из золота и серебра иллюзию ткани, меха, дерева… да чего угодно.
Впрочем, смотрите сами: примерно в таком порядке мы и будем смотреть и удивляться. Хотя, на самое первое место я все-таки решила поставить эти крекеры из...
Особым жанром искусства «trompe-l'œil» стали фигуры-обманки в виде человеческих фигур, нарисованные и вырезанные по контуру на тонкой деревянной панели. Такие обманные фигуры были популярны в XVII — XIX веках, сначала в странах Западной Европы, а затем в Америке. Фигуры-обманки использовали в качестве каминных экранов, иногда их устанавливали в качестве шутки при входе в парадные залы. Они изображали гостей, прислугу или домашних животных.
Эта пара великолепных подносов с фруктами, вероятно, была заказана императором Цяньлун (годы правления 1736-1795), возможно, величайшим коллекционером и покровителем искусств в истории Китая. Фарфоровые фрукты могли быть изготовлены в качестве подношений для алтаря тибетского буддийского храма в Запретном городе или украшать дворцовый зал, поскольку и гранат, и хурма имеют благоприятное символическое значение. Реалистичность исполнения фруктов с пристальным вниманием к деталям демонстрирует изумительные технические навыки гончаров в императорских печах Цзиндэчжэня, поскольку фарфор такого размера и сложной формы очень трудно изготовить, он склонен к деформации во время обжига. Подобные объекты, должно быть, были произведены в очень ограниченном количестве, и сегодня их осталось еще меньше из-за их хрупкости.
Фарфоровый trompe-l'oeilв виде конверта, адресованный Марио Буатте из архитектурного дайджеста от декабря 1996 года.
Бронзовая корзина с морепродуктами в стиле Trompe-l'oeil, периода Мэйдзи.
Серебряная корзина с салфеткой в стиле Trompe-l'oeil, Москва, 1874 г.
Серебряная коробочка для мелочей в виде мешочка (высота 7,5 см) в стиле Trompe-l'oeil, Джанмария Бучечеллати, 1968 г.
Серебряная масленка в виде плетеной корзины с фигуркой коровы на крышке (высота 13,5 см), Москва, 1899-1908 гг.
Серебряное блюдо и медные фрукты на серебряной салфетке в стиле Trompe L'Oeil, Gorham Mfg. Co., Providence, RI, 1882 г.
Серебряная коробка для сигар с имитацией фактуры дерева в стиле Trompe L'Oeil, Александр Мухин, Москва, 1882 г.
Шкатулка Петра Лоскутова в стиле Trompe L'Oeil, Москва,1885 г.
Друзья, если вам понравилась статья, пишите комментарии, ставьте лайки и подписывайтесь - будет много интересного! ПОДПИСАТЬСЯ
Больше информации о ювелирах и истории ювелирного дела вы можете найти в статьях:
Приятного просмотра!
Приглашаю всех в мой магазинчик PRIMAVERA на Ярмарке Мастеров!