Чего больше всего боятся покупатели квартир в новостройке? Того, что дом не будет сдан вовремя. И таких историй навалом. Сначала застройщики кормят своих клиентов «завтраками», постепенно сдвигая сроки ввода здания в эксплуатацию, а затем и вовсе отказываются исполнять свои обязательства по ДДУ. Они объявляют себя банкротами, и тогда ЖК превращается в долгострой, а его дольщики – в бездомных.
К сожалению, от такого поворота событий не застрахован никто. Полный крах компании может случиться на любой стадии строительства ЖК. Взять хотя бы печально известный долгострой «Десяткино 2.0» от компании «Норманн ЛО», который начинали возводить еще в 2014 году – он застопорился на 80%-ной готовности.
И до сих пор не понятно, когда возобновятся работы на площадке.
Общую ситуацию с обманутыми дольщиками должна была радикально изменить новая схема работы, на которую рынок недвижимости начал переходить с июля 2019 года. Речь идет о проектном финансировании и счетах эскроу, на которых хранятся деньги покупателей до тех пор, пока застройщик не выполнит свои обязательства и не достроит дом полностью.
Как только регистрируется право собственности на объекте, средства отправляются на счет девелопера, а покупатель получает ключи от готовой квартиры.
Вот только многие застройщики успели запрыгнуть в последний поезд и получить ЗОСК (заключение о соответствии критериям) для своих объектов. Таким образом, они смогли продолжить работу по старым правилам, которые не дают их клиентам таких гарантий.
Чтобы получить ЗОСК, всего-то нужно было показать, что проект находится на 30%-ной стадии готовности и квартир по ДДУ в нем продано не менее 10% от его общей площади. Для застройщиков, работающих в рамках КОТ (комплексного освоения территорий) требования оказались еще ниже: минимальная степень готовности в них должна составлять всего 15%.
В итоге сейчас под угрозой банкротства оказались российские компании, которые возводят порядка 2,7 млн квадратных метров жилья.
Именно такие цифры приводит генеральный директор Фонда защиты обманутых дольщиков Константин Тимофеев.
Он говорит о том, что опасность появления новых пострадавших от нечистых на руку девелоперов будет сохраняться на протяжении ближайших 2-2,5 лет. А это – тысячи людей, которые потенциально могут остаться без единственного жилья и без денег. Они обречены на бесконечное ожидание, бесплодные скитания по инстанциям и бессмысленные хождения на митинги и пикеты.
Кроме того, большинству из них придется неопределенное время снимать себе жилье и параллельно платить ипотеку. Это может затянуться на период от нескольких месяцев до нескольких лет.
На сегодняшний день по всей России (в 73 регионах) насчитывается более 121 тысячи обманутых дольщиков. В Единый реестр проблемных строительных объектов включено 2,9 тысяч долгостроев общей площадью 17 млн квадратных метров. В 2021 году в планы Фонда входит принятие решений по 257 долгостроям.
Как заявил глав Фонда, очень много сил сейчас направлено на так называемый «предбанкротный мониторинг».
Это ряд мер, которые позволят не допустить дополнительного появления обманутых дольщиков. Также будет доработана и улучшена Единая информационная система жилищного строительства. В ней появятся личные кабинеты для пострадавших граждан с полными данными обо всех плановых этапах работ и сроках по достройке проблемных объектов. На доработку системы уйдет 2-3 месяца.
Кроме того, происходит постоянное информирование регионов о ситуации с проблемными объектами на их территории. Субъекты РФ уже приняли на себя определенные обязательства по восстановлению прав около 67 тысяч обманутых дольщиков. Для этого разрабатываются специальные дорожные карты.
Вот только пока что все предпринятые меры не особо помогают. По результатам 1 квартала 2021 года выяснилось, что нарушено выполнение порядка 70% этих самых дорожных карт. За эти же три месяца «копилка» обманутых дольщиков пополнилась примерно на 5 тысяч человек.
Понятно, что сейчас кризис и в целом сложная обстановка во всем мире. Но почему в России удар как всегда приходится по самым незащищенным слоям населения – людям, которые честно трудились, долго копили и решили наконец улучшить свою жилищные условия? И не получили примерно ничего – не считая кучи проблем, которые быстро не решить, несмотря на предложенные правительством меры.