Какими ещё 3 приёмами пользуются мошенники, чтобы влиять на наше сознание.
В предыдущей статье "Телефонное мошенничество-1" мы рассмотрели, как мошенник втирается в доверие через цифры-факты-имена, и как так получается, что взрослые успешные люди "ведутся" на телефонный развод. Мы разбирали эту стратегию на ситуации продажи квартиры, хотя в основе может лежать продажа любого товара, дорогостоящего или условно дорогостоящего - где логичным условием бронирования выступает залог.
На этой неделе несколько незнакомых друг с другом человек рассказали мне другую историю телефонного мошенничества. Давайте рассмотрим, на какие другие кнопки могут давить мошенники, чтобы получать нужный им результат.
Как и раньше, речь идёт о входящем телефонном звонке, который начинается с официального представления говорящего. Наверное, каждому из нас и не по одному разу звонил "сотрудник службы безопасности Сбербанка" или "менеджер Сбербанка" проинформировать о движении денег по нашей карте.
Об этом только утюг пока, кажется, молчит - сотрудники Сбербанка не звонят клиентам Сбербанка с этой целью. Они могут кредиты по телефону предлагать, да и то это роботы делают.
Но мы сейчас не про это. Нам важно понять, как на нас воздействуют, чтобы подстелить соломку в нужных местах. И что значимого нам даёт заход от лица сотрудника службы безопасности Сбербанка - мы слышим формальное представление по всей форме.
Почему формальное представление по всей форме важно для мошенника в начале телефонного разговора и как оно воздействует на слушателя?
Такое представление воздействует двояко, то есть производит два эффекта одновременно.
С одной стороны, оно вызывает так необходимое мошеннику доверие: обычные люди в неформальной ситуации свои регалии не перечисляют. То есть формальное представление автоматически переводит ситуацию в разряд формальной. И у нас автоматически складывается впечатление, что это реальный сотрудник названной им организации, который делает свою работу, руководствуясь правилами делового этикета.
С другой стороны, появление в нашей реальности некоего сотрудника службы безопасности вызывает напряжение - просто так нам никто звонить не будет. Значит, что-то случилось. Значит, есть проблема, которую этот сотрудник пытается решить и она связана со мной.
- Обратите внимание, мы на эту тему специально не думаем. Это ощущение возникает по факту обращения к нам сотрудника, который представляется по полной форме, так наша психика устроена.
Но для разбора мы возьмём другую ситуацию, не с сотрудником службы безопасности банка, хотя к ней возможно пару раз обратимся. Возьмём более свежую, которая, видимо, сейчас пошла.
На этот раз звонит человек, который представляется сотрудником правоохранительных органов другого города и называет при этом своё звание - майор полиции, следователь управления внутренних дел, что-то в этом роде.
Смотрите, по факту, мы следуем тем же самым путём: формальное представление по всей форме и некая проблема, которая связана с нами.
Что изменилось?
Уровень накала.
Банк и полиция или УВД - организации разного пошиба, поэтому тяжесть проблемы, когда мы слышим "УВД", тут же возрастает. И возрастает наше напряжение. Появляется страх.
Мошеннику выгодно состояние страха у жертвы, когда боимся - не думаем.
Казалось бы, мы взрослые законопослушные люди, чего боимся?
Не чего-то конкретно. Человек будет ощущать напряжение просто по факту появления в его жизни представителя данной структуры. Закон, порядок, власть ассоциативно связаны с неприятными происшествиями, нарушениями, проступками, преступлениями. И если мы каким-то образом замешаны, а иначе бы он не звонил, значит, ничего хорошего оттуда ждать не стоит.
И на этой доверительно-напряжённой ноте капитан полиции или кто там нам позвонил информирует нас о том, почему звонок раздался именно в нашей телефонной трубке, то есть что за неприятная ситуация совершилась.
Второе подкрепление, вызывающее рост нашего доверия и страха - формальное изложение ситуации - бесстрастное, сухое, неэмоциональное изложение фактов. Человек делает свою работу, и он ничего не испытывает ни к нам, ни к той ситуации, в которую мы замешаны. Третье - использование соответствующей терминологии.
Могут пытаться развести на том, что сын/дочь/муж , фио такие-то, стал виновником аварии и прочее-прочее. Абсолютно сухим языком без тени эмоций, где будет сформулировано, почему виновен и для чего звонят: быстро переведённая сумма решит проблему с заявителем и дело открыто не будет.
Здесь важно понять, что текст мошенниками будет продуман по двум направлениям.
- Во-первых, надо удовлетворить наш страх: ситуация, про которую мы услышим, будет связана с большой проблемой близкого нам человека.
- Во-вторых, нужно не дать нам обнаружить сбои в их логике, поэтому текст будет нашпигован терминами и канцелярскими формулировками.
В этом варианте развития событий мошенники могут подкинуть эмоциональный усилитель - передать трубку "сыну", который давясь слезами, то есть неразборчиво, попросит нас выполнить всё, что нам говорят.
И четвёртый весомый приём, на котором всё строится - создание цейтнота. Всё, что делается до этого, переводит нас с уровня логических рассуждений на уровень эмоционального напряга. Ни в коем случае нельзя допустить, чтобы ум сказал своё веское слово, чтобы жертва начала думать. Поэтому перевод денег должен быть сделан моментально.
Откуда мошенники получат информацию о нашем фио, о фио нашего сына и т.д.? Открытый поиск в интернете, например, в соцсетях. Честно указанные телефоны, связи, фотографии, на которых видно номер машины, номер дома и т.д. - очень хорошая почва для опоры.
Что ещё может быть?
В другом варианте развития событий нет никакой аварии, есть племянник, точнее человек, который назвался вашим племянником при оформлении кредита, указал вас в качестве поручителей и вы теперь должны доказать, что вы не жираф. А именно - озвучить, в каких банках держите деньги, на каком счету сколько, привести номер карты - текст может быть любой.
Когда читаешь эти слова просто в записи, думаешь, какой бред! Кто может на это повестись?
Проблем две: мы эти слова не читаем в записи в спокойном состоянии. Мы их слышим в трубке в состоянии волнения. И совсем не эти слова. А выверенный текст, в котором может прозвучать "оформление протокола", "помощь следствию", "обязанность гражданина" и - абсолютно равнодушным голосом перечисление статей закона с номерами и формулировками. Долгое перечисление статей закона притупляет внимание и придаёт достоверности происходящему. Угрозы, например, "вышлю наряд" повышают уровень напряжения и не позволяют думать о том, что человек, представляясь, озвучил, что он из другого города, что допрос по телефону не снимают, что мы никакого правонарушения не совершали и что условный племянник не имеет к нам отношения.
Подытожим: 1) формальное представление по всей форме 2) формальное изложение ситуации - бесстрастное, сухое, неэмоциональное изложение фактов, 3) использование соответствующей терминологии, 4) долгое перечисление, 5) эмоциональное давление - угрозы, просьбы "родственника", 6) создание цейтнота - помогают мошенникам управлять нашим сознанием.
Как обезопасить себя?
Начать с конца - убрать цейтнот.
Несколько минут никогда ничего не решают.
Можно просто сбросить звонок, можно сбросить звонок через "вас не слышно" - помехи на линии никто не отменял. В лучшем случае мошенники не перезвонят. В хорошем - перезвонят, но за несколько минут, которые вы возьмёте для себя и их не будет в вашем пространстве, вы выйдете из-под эмоционального гнёта, позвоните сыну и уточните, что у него всё в порядке, задумаетесь, почем вы должны давать свои данные ради человека, который не имеет к вам никакого отношения и ... может быть, не возьмёте трубку повторно?
Берегите себя и свои деньги, спасибо за лайк и подписку, про другие способы воздействия на наше сознание мошенниками читайте в статье
Телефонное мошенничество - 1 КВАРТИРА
Телефонное мошенничество - 3 СЕМЬЯ
Телефонное мошенничество - 4 МНОГОХОДОВКА
Мошенничество - 5 МАЛЫЕ ДЕНЬГИ