Найти тему
Живи на полную

Телефонное мошенничество - 2 Счета

Какими ещё 3 приёмами пользуются мошенники, чтобы влиять на наше сознание.

В предыдущей статье "Телефонное мошенничество-1" мы рассмотрели, как мошенник втирается в доверие через цифры-факты-имена, и как так получается, что взрослые успешные люди "ведутся" на телефонный развод. Мы разбирали эту стратегию на ситуации продажи квартиры, хотя в основе может лежать продажа любого товара, дорогостоящего или условно дорогостоящего - где логичным условием бронирования выступает залог.

На этой неделе несколько незнакомых друг с другом человек рассказали мне другую историю телефонного мошенничества. Давайте рассмотрим, на какие другие кнопки могут давить мошенники, чтобы получать нужный им результат.

Фото для иллюстрации
Фото для иллюстрации

Как и раньше, речь идёт о входящем телефонном звонке, который начинается с официального представления говорящего. Наверное, каждому из нас и не по одному разу звонил "сотрудник службы безопасности Сбербанка" или "менеджер Сбербанка" проинформировать о движении денег по нашей карте.

Об этом только утюг пока, кажется, молчит - сотрудники Сбербанка не звонят клиентам Сбербанка с этой целью. Они могут кредиты по телефону предлагать, да и то это роботы делают.

Фото для иллюстрации
Фото для иллюстрации

Но мы сейчас не про это. Нам важно понять, как на нас воздействуют, чтобы подстелить соломку в нужных местах. И что значимого нам даёт заход от лица сотрудника службы безопасности Сбербанка - мы слышим формальное представление по всей форме.

Почему формальное представление по всей форме важно для мошенника в начале телефонного разговора и как оно воздействует на слушателя?

Такое представление воздействует двояко, то есть производит два эффекта одновременно.

С одной стороны, оно вызывает так необходимое мошеннику доверие: обычные люди в неформальной ситуации свои регалии не перечисляют. То есть формальное представление автоматически переводит ситуацию в разряд формальной. И у нас автоматически складывается впечатление, что это реальный сотрудник названной им организации, который делает свою работу, руководствуясь правилами делового этикета.

С другой стороны, появление в нашей реальности некоего сотрудника службы безопасности вызывает напряжение - просто так нам никто звонить не будет. Значит, что-то случилось. Значит, есть проблема, которую этот сотрудник пытается решить и она связана со мной.

  • Обратите внимание, мы на эту тему специально не думаем. Это ощущение возникает по факту обращения к нам сотрудника, который представляется по полной форме, так наша психика устроена.

Но для разбора мы возьмём другую ситуацию, не с сотрудником службы безопасности банка, хотя к ней возможно пару раз обратимся. Возьмём более свежую, которая, видимо, сейчас пошла.

На этот раз звонит человек, который представляется сотрудником правоохранительных органов другого города и называет при этом своё звание - майор полиции, следователь управления внутренних дел, что-то в этом роде.

Фото для иллюстрации
Фото для иллюстрации

Смотрите, по факту, мы следуем тем же самым путём: формальное представление по всей форме и некая проблема, которая связана с нами.

Что изменилось?

Уровень накала.

Банк и полиция или УВД - организации разного пошиба, поэтому тяжесть проблемы, когда мы слышим "УВД", тут же возрастает. И возрастает наше напряжение. Появляется страх.

Мошеннику выгодно состояние страха у жертвы, когда боимся - не думаем.

Казалось бы, мы взрослые законопослушные люди, чего боимся?

Не чего-то конкретно. Человек будет ощущать напряжение просто по факту появления в его жизни представителя данной структуры. Закон, порядок, власть ассоциативно связаны с неприятными происшествиями, нарушениями, проступками, преступлениями. И если мы каким-то образом замешаны, а иначе бы он не звонил, значит, ничего хорошего оттуда ждать не стоит.

И на этой доверительно-напряжённой ноте капитан полиции или кто там нам позвонил информирует нас о том, почему звонок раздался именно в нашей телефонной трубке, то есть что за неприятная ситуация совершилась.

Второе подкрепление, вызывающее рост нашего доверия и страха - формальное изложение ситуации - бесстрастное, сухое, неэмоциональное изложение фактов. Человек делает свою работу, и он ничего не испытывает ни к нам, ни к той ситуации, в которую мы замешаны. Третье - использование соответствующей терминологии.

Могут пытаться развести на том, что сын/дочь/муж , фио такие-то, стал виновником аварии и прочее-прочее. Абсолютно сухим языком без тени эмоций, где будет сформулировано, почему виновен и для чего звонят: быстро переведённая сумма решит проблему с заявителем и дело открыто не будет.

Фото для иллюстрации
Фото для иллюстрации

Здесь важно понять, что текст мошенниками будет продуман по двум направлениям.

  1. Во-первых, надо удовлетворить наш страх: ситуация, про которую мы услышим, будет связана с большой проблемой близкого нам человека.
  2. Во-вторых, нужно не дать нам обнаружить сбои в их логике, поэтому текст будет нашпигован терминами и канцелярскими формулировками.

В этом варианте развития событий мошенники могут подкинуть эмоциональный усилитель - передать трубку "сыну", который давясь слезами, то есть неразборчиво, попросит нас выполнить всё, что нам говорят.

Фото для иллюстрации
Фото для иллюстрации

И четвёртый весомый приём, на котором всё строится - создание цейтнота. Всё, что делается до этого, переводит нас с уровня логических рассуждений на уровень эмоционального напряга. Ни в коем случае нельзя допустить, чтобы ум сказал своё веское слово, чтобы жертва начала думать. Поэтому перевод денег должен быть сделан моментально.
Фото для иллюстрации
Фото для иллюстрации

Откуда мошенники получат информацию о нашем фио, о фио нашего сына и т.д.? Открытый поиск в интернете, например, в соцсетях. Честно указанные телефоны, связи, фотографии, на которых видно номер машины, номер дома и т.д. - очень хорошая почва для опоры.

Что ещё может быть?

В другом варианте развития событий нет никакой аварии, есть племянник, точнее человек, который назвался вашим племянником при оформлении кредита, указал вас в качестве поручителей и вы теперь должны доказать, что вы не жираф. А именно - озвучить, в каких банках держите деньги, на каком счету сколько, привести номер карты - текст может быть любой.

Когда читаешь эти слова просто в записи, думаешь, какой бред! Кто может на это повестись?

Проблем две: мы эти слова не читаем в записи в спокойном состоянии. Мы их слышим в трубке в состоянии волнения. И совсем не эти слова. А выверенный текст, в котором может прозвучать "оформление протокола", "помощь следствию", "обязанность гражданина" и - абсолютно равнодушным голосом перечисление статей закона с номерами и формулировками. Долгое перечисление статей закона притупляет внимание и придаёт достоверности происходящему. Угрозы, например, "вышлю наряд" повышают уровень напряжения и не позволяют думать о том, что человек, представляясь, озвучил, что он из другого города, что допрос по телефону не снимают, что мы никакого правонарушения не совершали и что условный племянник не имеет к нам отношения.

Подытожим: 1) формальное представление по всей форме 2) формальное изложение ситуации - бесстрастное, сухое, неэмоциональное изложение фактов, 3) использование соответствующей терминологии, 4) долгое перечисление, 5) эмоциональное давление - угрозы, просьбы "родственника", 6) создание цейтнота - помогают мошенникам управлять нашим сознанием.

Как обезопасить себя?

Начать с конца - убрать цейтнот.

Несколько минут никогда ничего не решают.

Фото для иллюстрации
Фото для иллюстрации

Можно просто сбросить звонок, можно сбросить звонок через "вас не слышно" - помехи на линии никто не отменял. В лучшем случае мошенники не перезвонят. В хорошем - перезвонят, но за несколько минут, которые вы возьмёте для себя и их не будет в вашем пространстве, вы выйдете из-под эмоционального гнёта, позвоните сыну и уточните, что у него всё в порядке, задумаетесь, почем вы должны давать свои данные ради человека, который не имеет к вам никакого отношения и ... может быть, не возьмёте трубку повторно?

Берегите себя и свои деньги, спасибо за лайк и подписку, про другие способы воздействия на наше сознание мошенниками читайте в статье

Телефонное мошенничество - 1 КВАРТИРА

Телефонное мошенничество - 3 СЕМЬЯ

Телефонное мошенничество - 4 МНОГОХОДОВКА

Мошенничество - 5 МАЛЫЕ ДЕНЬГИ