Косой из «Джентльменов удачи», одноглазый шахматист из «12 стульев», писчий дьяк Феофан из «Иван Васильевич меняет профессию» - исполнитель этих и множества других замечательных ролей Савелий Крамаров жил в коммуналке на втором этаже кирпичной пятиэтажки на 2-й Хуторской, 22. Об этом рассказал режиссер Владимир Васильев. В 1970 году он снял Савелия Крамарова в короткометражном фильме «Светофор», а потом помог ему перебраться в отдельную квартиру на Михалковской улице, 16.
Заменил Никулина
- Сценарий «Светофора» был написан по заказу ГАИ СССР под знаменитую троицу, ставшую известной после «Операции Ы» – Труса, Балбеса и Бывалого, - вспоминает режиссер. - Но Вицин на съемки не приехал – у него в это время был большой проект на сорок съемочных дней, Никулин, увидев, что троица распадается, тоже отказался. Партнерами Моргунова стали артисты Юрий Белов и Савелий Крамаров.
Сюжет фильма прост: три героя – в разных ситуациях – переходят дорогу с оживленным движением: Белов - спеша на свидание, Моргунов – расстроившись после футбольного матча, Крамаров – в кепочке, с авоськой - торопясь донести закуску друзьям, у которых все уже, можно сказать, готово. После некоторых перипетий все трое встречаются в отделении милиции, где осознают, что с ними могло случиться. Герой Крамарова и вовсе видит свои похороны. А затем собирают на штраф – в сумме оказывается 2,87, и становятся добровольными помощниками ГАИ, к тому же переходя на кефир.
В коляску мотоцикла запрыгивал на ходу
- Эту короткометражку крутили во всех кинотеатрах перед началом сеансов для профилактики ДТП, - рассказывает Владимир Васильев. - Сцены с Савелием – к тому времени он уже сыграл около сорока ролей, его все узнавали - снимались на проспекте Мира, в районе нынешней станции метро «Алексеевской». По сценарию, его герой выскакивает на середину проезжей части и бежит в потоке автомобилей. Движение не перекрывали – слишком долго пришлось бы это согласовывать. Актер бежал между машинами, запрыгивал в коляску движущегося мотоцикла и кажется, ничего не боялся. Но нам было страшно.
Он был очень талантлив, хотя некоторые сцены получались не сразу. Пару раз я попросил: «Савелий, немного не так, давай иначе!» Он в ответ: «Да, конечно, ты скажи, какую рожу состроить, я все сделаю!»
Однушка от ВЛКСМ
- Вообще-то мы знали друг друга давно, - продолжает Владимир Николаевич. – В середине 60-ых я играл на трубе в оркестре ЦДРИ - Центрального дома работников искусств, а Крамаров занимался там же в театральной студии.
На съемки он приезжал на «блохе» - у него был фольксваген-жук, часто с девушками, они его любили – известный артист, веселый, остроумный, интеллигентный. Крамаров совсем не походил на своих героев: не пил, не выносил табачного дыма, одевался с иголочки.
Иногда после съемок ездили куда-нибудь, Савелий говорил, что хотел бы позвать нас домой, но не может – из-за соседей по коммуналке. Тогда он жил на 2-й Хуторской, у него была замечательная девушка Маша, архитектор, через какое-то время он переехал к ней на Беговую.
С армии я дружил с одним хорошим человеком - сын замминистра, он работал в Сведловском райкоме комсомола. Спрашиваю: «Можешь Крамарову однушку сделать?» Савелий несколько раз выступил на концертах перед комсомольским активом этого района – и переехал на Михалковскую.
Гарнитур с инкрустацией
После этого была квартира где-то на другом конце Москвы, а потом он получил двухкомнатную квартиру в знаменитом круглом доме киношников недалеко от «Мосфильме». Как-то я зашел к нему и удивился: поразительная чистота, мебель, которой тогда было не достать, в том числе арабский гарнитур с инкрустацией – он начал собирать антиквариат. На Бутырке была комиссионка, не исключено, что девочки из магазина специально э ту мебель где-нибудь поцарапали - чтобы продать ему как уцененную.
Я спросил, как ему на одного дали двухкомнатную квартиру, может, они с Машей поженились. Он ответил: «Почему на одного? Нас двое: я и талант!»
Отца посадили по 58-й статье
В школе Савелий учился плохо, но артистом хотел быть всегда. После школы поступал в ГИТИС, но его не взяли. Внешность – не единственная причина. В графе «Родители» пришлось написать «Отец - Виктор Савельевич Крамаров, был осужден в 1938 году по 58-й статье, умер в 1950 году в Туруханске». Мама пережила бывшего мужа всего на год – супруги еще до войны приняли решение развестись, чтобы приговор отцу «антисоветская агитация» не слишком испортил жизнь сыну.
В технических вузах к анкете относились лояльнее. Савелий отнес документы в Лесотехнический институт в Мытищах, сдал экзамены на факультет озеленения. И на первом же курсе начал заниматься в той самой студии при ЦДРИ. Туда был огромный конкурс, но его взяли сразу.
Разослал фото по всей стране
В 1958 году получив диплом инженера по озеленению, Крамаров начал работать по специальности, но в один прекрасный день купил конверты, запечатал в них свои фотографии и разослал по всем киностудиям страны.
Пришло два ответа, один из них от директора картины "Прощайте, голуби": фактурному молодому человеку предложили роль бездельника и хулигана Васьки, у которого никак не заводится мотоцикл «Индиана»
Кепка на память
Но фильмом, после которого Крамарова начали узнавать, стала картина «Друг мой Колька», где Савелий сыграл драчливого Володьку Пименова с летописным прозвищем Пимен.
Как потом говорил сам актер, играть хулиганов ему было трудно: сам он тихий и добропорядочный, никогда с хулиганами не водился, если видел на улице кого-то подозрительного, переходил на другую сторону. Однако этот образ прирос к Крамарову и принес любовь зрителей: недалекий, все время попадающий впросак, не понимающий, что происходит - в то же время уверенный в себе и даже находчивый.
«Дураки везде нужны»
Крамаров считал «Кольку» началом своей карьеры. Он даже забрал со съемок кепку, в которой снимался - она стала его талисманом, а в 1981 году уехала с ним в Америку.
Александр Митта, один из сорежиссеров «Друга Кольки», вспоминал, что отговаривал Крамарова от отъезда, мол, там и своих дурачков хватает, но услышал : «Не, дураки везде нужны!»