Найти в Дзене

История о моем дедушке и его военной юности

Как и многие из моих уважаемых читателей, я знаю историю Великой Отечественной войны из книг, фильмов, по рассказам и воспоминаниям очевидцев тех событий. День Победы всегда отмечался в моей семье как большой праздник, однако далеко не все, прошедшие войну, готовы были о ней рассказывать. Чаще молчали, поднимали свои сто грамм, выпивали молча, не чокаясь. И на расспросы родных отвечали односложно. Поэтому войну я знаю по рассказам тех дедушки и бабушки, которые были тогда детьми и жили в Рязани, которую немцам не удалось, к счастью, захватить. Они вспоминали о бомбежках, голодных временах, жмыхе как о долгожданной еде, лишениях, работе и радости Победы. Мой другой дедушка Николай Иванович Грицай был старше, он попал на фронт в 1943 году 17-летним юношей. За два года до этого ему пришлось уйти из школы, чтобы стать трактористом. После мобилизации лета 1941 г. мужчин в колхозе практически не осталось. В 1943 году дедушка был направлен на краткосрочные курсы в г. Ступино (Подмосковье), г

Как и многие из моих уважаемых читателей, я знаю историю Великой Отечественной войны из книг, фильмов, по рассказам и воспоминаниям очевидцев тех событий.

День Победы всегда отмечался в моей семье как большой праздник, однако далеко не все, прошедшие войну, готовы были о ней рассказывать.

Чаще молчали, поднимали свои сто грамм, выпивали молча, не чокаясь.

И на расспросы родных отвечали односложно.

Поэтому войну я знаю по рассказам тех дедушки и бабушки, которые были тогда детьми и жили в Рязани, которую немцам не удалось, к счастью, захватить. Они вспоминали о бомбежках, голодных временах, жмыхе как о долгожданной еде, лишениях, работе и радости Победы.

Мой другой дедушка Николай Иванович Грицай был старше, он попал на фронт в 1943 году 17-летним юношей. За два года до этого ему пришлось уйти из школы, чтобы стать трактористом. После мобилизации лета 1941 г. мужчин в колхозе практически не осталось.

Грицай Николай Иванович. Фото из семейного архива. Есть также на сайте "Бессмертный полк".
Грицай Николай Иванович. Фото из семейного архива. Есть также на сайте "Бессмертный полк".

В 1943 году дедушка был направлен на краткосрочные курсы в г. Ступино (Подмосковье), готовившие десантников. Поэтому в том же году он совершил свой первый прыжок с парашютом.

Отбирать кадры для операции десантников приехал суровый майор. Перед ним построили роту. Он посмотрел на ребят и закричал, что возьмет только тех, кому есть 20 лет.

«Детей в бой не поведу!» — заявил он.

Так мой дедушка не попал на то задание.

Оно закончилось поражением советских сил. Всех десантников немцы расстреляли еще в воздухе. Живым не вернулся никто.

А дедушка воевал.

18 марта 1945 года он был отправлен командиром на разведку. Пошли вдвоем с боевым товарищем Володей Александровым.

Их заметили немцы. Группа противника была большой. Дедушка и Александров разбежались в разные стороны, стали отстреливаться и уходить к своим. Обоих ранило. Но Володя упал на краю поля, которое было ближе к противнику, поэтому никто из медсанчасти не смог до него доползти, а дедушка упал (его ранило в ноги) ближе к позициям своих.

Его донесли до расположения наших. Командир увидел, что он лежит, истекающий кровью, положил его в машину и сам довез до госпиталя.

Там он поймал хирурга и стал убеждать сделать его бойцу срочную операцию. Тот согласился. Дедушку успели прооперировать. Его ноги были спасены.

Победу 9 мая 1945 года он встретил в госпитале.

А когда вернулся в свою часть, оказалось, что весь его взвод и тот самый командир погибли при освобождении Чехословакии. В живых остался только повар.

Его мама была глубоко верующим человеком, молилась всё время за сына Богу и Николаю Угоднику (дедушка родился 22 мая, в праздник этого святого).

«Счастливый ты, Коля», — сказали ему тогда и как бойцу, проявившему мужество и героизм, дали направление для поступления в престижное военно-политическое училище в Ленинграде.

Так дедушка остался в армии. Он прослужил еще 40 лет. Уходил на пенсию полковником ВДВ.

Он не любил говорить о войне, очень скромно носил свои награды, видимо, всегда считая, что он-то смог выжить, а его боевые товарищи погибли.

Но благодаря тому, что он остался тогда в живых, родились его дети и внуки.

Еще в юности я решила никогда не менять фамилию для того, чтобы именно дедушкина фамилия стояла на моих научных работах и диссертациях. Так я хотела высказать ему свое уважение.

Но чем старше я становлюсь, тем больше осознаю, что это большая ответственность — носить фамилию человека, который 17-летним юношей начал свой боевой путь, не предал и не струсил, пройдя всё до конца.

Дедушка умер в 2013 году, чуть-чуть не дожив до Дня Победы и своего 88-летия.

Вечная память ему и всем героям, защитившим нашу Родину в трудный для нее час!

Текст написан в рамках проекта «Архивы памяти 1941-1945»