Я много чего слушал в бессознательном возрасте – мне ставили записанных на отцовских бобинах Квинов, Пугачеву, Эмерсона, Laid Back, в основном в качестве успокоительного и снотворного средства. Конечно, это привело к формированию определенного музыкального вкуса. И, само собой, к ТОЙ музыке мое отношение до сих пор остается субъективным. Поэтому сейчас я особенно ценю тех исполнителей, которых я услышал и осознал, так сказать, своими силами, без внушения.
Правда, это было в основном все же не совсем своими силами. С 12 до 17 лет моим дальнейшим музыкальным образованием занимался глубокоуважаемый учитель по классу гитары в музыкальной школе №8 г. Петропавловска-Камчатского – Андрей Федорович Тетрад. Помимо того труда, что он вложил в меня как в гитариста, он еще и регулярно снабжал меня артефактами из своей огромной коллекции.
В 17 лет я уехал в Москву учиться, но каждый раз, приезжая на Камчатку на каникулы, я первым делом шел к Учителю и получал от него напрокат новую порцию сокровищ. Это было время, когда Napster уже закрылся, но еще не было ни вконтакта, ни торрентов, ни даже eDonkey, а музыку можно было купить либо на Горбушке на CD-R в виде дискографий, отвратительно сжатых в mp3, либо взять в прокат фирменные компакты у коллекционера на Полянке, что тоже стоило непосильных для студента денег. Поэтому эти компакт-диски, что мне доставались на Камчатке, были настоящим чудом. Я ночами кодировал их в mp3 сам, изучая настройки кодера и добиваясь максимального качества копий, и сканировал обложки и буклеты.
А камчатским летом 2003 года, в очередной полной сумке дисков среди прочих оказался Диалог. Я удивился – ранее Андрей Федорович отечественной музыкой меня не баловал. Я поставил диск, впервые услышал эту песню и испытал что-то похожее на ступор.
Диалог - Свет в Окне (Просто, 1985)
Что она тогда со мной сделала – сложно передать. Испытав в тот момент острое желание поделиться этим, я ухитрился сжать песню до объема дискеты (целых 1.37 МБ!) и побежал с этой дискетой в интернет-кафе, чтобы послать ее своей тогдашней девушке в Москву. Через какое-то время я смог самостоятельно подобрать ее на гитаре, и в итоге она оказалась толчком для всей моей дальнейшей музыкальной деятельности.
Да и сейчас я испытываю одновременно целую бурю эмоций, от экстаза до ужаса - я просто не знаю, как изложить текстом то, что хочу рассказать об этой группе. Ну, попробую, что делать...
Итак, что такое Диалог.
Сухой язык музыкальных энциклопедий гласит:
“Диалог представлял из себя редкий пример удачного внедрения серьезной поэзии в эстрадную музыку”.
Коротко и ясно. Но на самом деле за этими словами стоит немалая драма. В серьезной рок-музыке всегда было два стремления, которые превращались в огромные камни преткновения, и переступить их удавалось единицам. Первый камень – это попытка усилить звук рок-группы симфоническим оркестром. На этом пути проваливались многие – от Yes до Scorpions. А удачные примеры этого симбиоза можно пересчитать по пальцам. Я проанализировал причину этого феномена – к этому вопросу мы еще вернемся в моих дальнейших статьях.
Но сейчас мы коснемся второй проблемы серьезных рок-групп – это попытка усилить лирику стихами профессионалов.
Вы никогда не задумывались, почему песня так отличается от стихотворения? Почему мало у кого выходит положить хорошие стихи на музыку и получить хорошую песню? И почему текст обычной, среднестатистической песни, оторванный от музыки – это по большей части полная белиберда? Причем одно дело – когда поэт пишет по заказу хорошие тексты под музыкальные наброски. Так работали группы Renaissance и Ария. Другое дело, когда поэт жил и писал свои стихи именно как стихи, и совсем не думал, что кому-то когда-нибудь придет в голову положить их на музыку. В таком случае возможно два варианта создания песни.
Первый вариант напрашивается, если используемое стихотворение ритмично, как куплеты. Второй – если стихотворение неритмично. Проанализирую его в следующей статье, разберем пока первый вариант. Он проще с точки зрения – надо только придумать мелодию, как пропевать эти слова, а главное – найти ритм, консонирующий с ритмом стиха. Этот вариант, тем не менее, крайне опасен. Ведь у большинства стихотворений - единый ритм: нет “припевов”, вариаций, больших перемен в длине строк, изначально нет длинных протяжных гласных, свойственных песенной лирике. А что есть? Просто четверостишия, причем зачастую в количестве, превышающем разумное число куплетов. Попытка просто спеть такой стих часто приводит к плачевному результату - песня получается монотонной, и ее получается спеть либо как серию частушек, либо получится что-то занудное, как шарманка. Здесь не спасет ни добавление новых инструментов, ни изменения аранжировки – послушав 2-3 первых куплета, уже понятно, что песня так и будет идти оставшееся время, с трудом догребая до конца текста.
Диалог тоже нахлебался этого в ранние годы. Такие песни, как, например, “Заискивание”, “Сон забытой роли” – представляли собой просто пропевание очень длинных стихов в поп-рок-формате в течение 5-6 минут. Выдержать эту тягомотину было крайне сложно – проще и лучше было банально прочитать сам стих - хороший причем стих!
Тем удивительней, что Диалог всегда пытался выбираться из этого болота, и в итоге выбрался, со временем научившись и отбирать стихи, и облекать их в совершенную оправу. В итоге самыми известными пластинками группы стали сборники именно таких песен – простых, ярких, с мелодией и аранжировкой, идеально раскрывающими силу стихотворения.
Это пластинки “Просто” (1985) и “Ночной дождь” (1986). С них, по моему мнению, хорошо начинать погружение в Диалог, благо там, несмотря на легкость, нет ни одной легкомысленной песни. Вот этим сейчас и займемся.
Диалог - Поймем потом (Просто, 1985)
Первая же песня с альбома "Просто" звучит для меня так, как будто группа сдает экзамен на профпригодность. Стихотворение поэта-песенника И.Д. Шаферана ритмично и невариативно, и в укладке его в формат песни вполне распознается та самая ловушка, которую группа блестяще обходит путем грамотного подбора ритма и аранжировки. В итоге получилась строгая, хоть и по-бардовски наивная проповедь, касающаяся наиболее фундаментальных человеческих ценностей.
Диалог - Созвездие гончих псов (Просто, 1985)
Эта песня является примером довольно странного по нынешним понятиям варианта взаимоотношений на эстраде поэтов, композиторов, музыкантов и исполнителей. А ведь действительно было такое время, когда песня уже была кем-то создана “под ключ”, а исполнитель (или несколько исполнителей) ее записывали и выпускали. Так и здесь – музыку на стихи того же И.Д. Шаферана написал композитор Игорь Якушенко. В 1983 у него вышла “своя” пластинка, но на ней его песни исполняли Анна Герман, Машина Времени, Людмила Гурченко, Андрей Миронов и даже Иосиф Кобзон. На этой же пластинке вышла песня Созвездие Гончих Псов в исполнении Алексей Глызина – вокалиста ансамбля “Веселые Ребята” (к сожалению, этого трека нет на Я.Музыке, зато он есть ВКонтакте).
Но это не означало, что песня закрепилась за Веселыми Ребятами – через год Диалог записал свою версию этой же песни (своего рода кавер). И несмотря на то, что такая песня "под ключ" предполагает “фиксацию” мелодии и текста, насколько же другой получилась версия Диалога – аранжировка и исполнение подарили совсем другие эмоции. Какая из этих версий лучше – решать вам.
Другие песни альбома также удивительно хороши и разнообразны. Казалось бы, предельно легкомысленная “Маргарита”, но суть песни раскрывается в последней строчке текста – она переворачивает восприятие и наполняет состраданием к лирическому герою, который так светло и позитивно переносит боль безответной любви. У песни, кстати, как минимум два варианта текста – если заинтересуетесь – найдете.
“Любил тебя” и “Только ты” – две потрясающе задумчивые арт-роковые песни, так плавно переходящие друг в друга, что для меня они воспринимаются как единая сюита о том, как любовь проносится через миллионы лет жизни на Земле.
“Сверчок” – удивительно лирическая и образная песня. Анализ этого стихотворения – отдельная тема, на эту тему есть статьи уже со стороны филологов – и там есть чему удивиться.
Я не считаю удачными психоделического “Зайца в Облаках” и слишком прямолинейный “Эверест”, но в целом этот альбом для меня является настоящим шедевром.
Диалог - Гринландия (Ночной Дождь, 1986)
Уже через год Диалог выпускает вторую свою “легкую” пластинку – “Ночной дождь”, в которой музыку к большинству песен пишет уже сам Ким Брейтбург. А песня “Гринландия”, разумеется, инспирированная книгами Александра Грина – уже его полностью – и стихи, и музыка.
Отмечу еще песню "Дитя-злодей", настолько злободневно она звучит и сейчас.
Ну и самое лучшее - напоследок.
Диалог - Рыбак, Никударики (Ночной дождь,1986)
Рыбак - фантастически буддистская песня о рыбаке, светло принявшем свою нищету... Так думал я довольно долго, практически несколько лет. И вдруг, по прошествии времени, меня вдруг осенило, что фраза "мне теперь на свете пусто и светло" означала, что рыбак умер с голоду. Остальной текст песни и аранжировка тут же засияли новыми образами. Эта песня и так была одной из моих самых любимых, а тут меня просто накрыло. Какой шикарный прием поднял на свет Ким Брейтбург - подавать печальные тексты музыкой, полной радости и надежды.
С этих позиций в памяти заиграла красками еще одна песня, где тот же прием значительно усилен, оказавшись почти на грани циничного гротеска. Это песня "Никударики".
Читая биографию автора стихотворения "Никударики" - Семена Кирсанова (а хорошая музыка всегда сподвигает меня на изучение жизненного пути ее авторов), я обнаружил, что он написал это стихотворение в последние годы жизни, умирая в больнице от рака. Тогда-то я и понял, что "никударики" - это души умерших людей. С позиций атеизма, согласно тексту песни, душам некуда деться, они уходят в никуда. И это стихотворение - горький повод задуматься о своей судьбе после смерти. Ведь атеисту в такой ситуации остается немного возможностей утешить себя. Диалог предлагает неожиданное решение этой проблемы, исполняя это стихотворение с бравурно-кретиническим цинизмом и пофигизмом. Такая аранжировка - иллюстрация предсмертного помутнения рассудка, притупляющего страх смерти. Сильнейшая вещь, на мой взгляд.
Разрешите на этой ноте закончить первую часть моего цикла статей о группе Диалог. Во второй части мы разберем более серьезные произведения этого удивительного коллектива.
Спасибо за внимание и до новых встреч на моем канале!
Удивительная советская группа "Диалог". Часть 2/3. Фантастика и глубина Русского Языка.
Удивительная советская группа "Диалог". Часть 3/3. Наследие и незаслуженное забвение.