Найти в Дзене
Жизнь с Музыкой

Удивительная советская группа "Диалог". Часть 1/3. Проблема серьезной поэзии в рок-музыке и как просто ее решил Ким Брейтбург.

Я много чего слушал в бессознательном возрасте – мне ставили записанных на отцовских бобинах Квинов, Пугачеву, Эмерсона, Laid Back, в основном в качестве успокоительного и снотворного средства. Конечно, это привело к формированию определенного музыкального вкуса. И, само собой, к ТОЙ музыке мое отношение до сих пор остается субъективным. Поэтому сейчас я особенно ценю тех исполнителей, которых я услышал и осознал, так сказать, своими силами, без внушения. Правда, это было в основном все же не совсем своими силами. С 12 до 17 лет моим дальнейшим музыкальным образованием занимался глубокоуважаемый учитель по классу гитары в музыкальной школе №8 г. Петропавловска-Камчатского – Андрей Федорович Тетрад. Помимо того труда, что он вложил в меня как в гитариста, он еще и регулярно снабжал меня артефактами из своей огромной коллекции. В 17 лет я уехал в Москву учиться, но каждый раз, приезжая на Камчатку на каникулы, я первым делом шел к Учителю и получал от него напрокат новую порцию сокровищ.

Я много чего слушал в бессознательном возрасте – мне ставили записанных на отцовских бобинах Квинов, Пугачеву, Эмерсона, Laid Back, в основном в качестве успокоительного и снотворного средства. Конечно, это привело к формированию определенного музыкального вкуса. И, само собой, к ТОЙ музыке мое отношение до сих пор остается субъективным. Поэтому сейчас я особенно ценю тех исполнителей, которых я услышал и осознал, так сказать, своими силами, без внушения.

Правда, это было в основном все же не совсем своими силами. С 12 до 17 лет моим дальнейшим музыкальным образованием занимался глубокоуважаемый учитель по классу гитары в музыкальной школе №8 г. Петропавловска-Камчатского – Андрей Федорович Тетрад. Помимо того труда, что он вложил в меня как в гитариста, он еще и регулярно снабжал меня артефактами из своей огромной коллекции.

В 17 лет я уехал в Москву учиться, но каждый раз, приезжая на Камчатку на каникулы, я первым делом шел к Учителю и получал от него напрокат новую порцию сокровищ. Это было время, когда Napster уже закрылся, но еще не было ни вконтакта, ни торрентов, ни даже eDonkey, а музыку можно было купить либо на Горбушке на CD-R в виде дискографий, отвратительно сжатых в mp3, либо взять в прокат фирменные компакты у коллекционера на Полянке, что тоже стоило непосильных для студента денег. Поэтому эти компакт-диски, что мне доставались на Камчатке, были настоящим чудом. Я ночами кодировал их в mp3 сам, изучая настройки кодера и добиваясь максимального качества копий, и сканировал обложки и буклеты.

А камчатским летом 2003 года, в очередной полной сумке дисков среди прочих оказался Диалог. Я удивился – ранее Андрей Федорович отечественной музыкой меня не баловал. Я поставил диск, впервые услышал эту песню и испытал что-то похожее на ступор.

Диалог - Свет в Окне (Просто, 1985)

Что она тогда со мной сделала – сложно передать. Испытав в тот момент острое желание поделиться этим, я ухитрился сжать песню до объема дискеты (целых 1.37 МБ!) и побежал с этой дискетой в интернет-кафе, чтобы послать ее своей тогдашней девушке в Москву. Через какое-то время я смог самостоятельно подобрать ее на гитаре, и в итоге она оказалась толчком для всей моей дальнейшей музыкальной деятельности.

Да и сейчас я испытываю одновременно целую бурю эмоций, от экстаза до ужаса - я просто не знаю, как изложить текстом то, что хочу рассказать об этой группе. Ну, попробую, что делать...

Диалог
Диалог

Итак, что такое Диалог.

Сухой язык музыкальных энциклопедий гласит:

“Диалог представлял из себя редкий пример удачного внедрения серьезной поэзии в эстрадную музыку”.

Коротко и ясно. Но на самом деле за этими словами стоит немалая драма. В серьезной рок-музыке всегда было два стремления, которые превращались в огромные камни преткновения, и переступить их удавалось единицам. Первый камень – это попытка усилить звук рок-группы симфоническим оркестром. На этом пути проваливались многие – от Yes до Scorpions. А удачные примеры этого симбиоза можно пересчитать по пальцам. Я проанализировал причину этого феномена – к этому вопросу мы еще вернемся в моих дальнейших статьях.

Но сейчас мы коснемся второй проблемы серьезных рок-групп – это попытка усилить лирику стихами профессионалов.

Вы никогда не задумывались, почему песня так отличается от стихотворения? Почему мало у кого выходит положить хорошие стихи на музыку и получить хорошую песню? И почему текст обычной, среднестатистической песни, оторванный от музыки – это по большей части полная белиберда? Причем одно дело – когда поэт пишет по заказу хорошие тексты под музыкальные наброски. Так работали группы Renaissance и Ария. Другое дело, когда поэт жил и писал свои стихи именно как стихи, и совсем не думал, что кому-то когда-нибудь придет в голову положить их на музыку. В таком случае возможно два варианта создания песни.

Первый вариант напрашивается, если используемое стихотворение ритмично, как куплеты. Второй – если стихотворение неритмично. Проанализирую его в следующей статье, разберем пока первый вариант. Он проще с точки зрения – надо только придумать мелодию, как пропевать эти слова, а главное – найти ритм, консонирующий с ритмом стиха. Этот вариант, тем не менее, крайне опасен. Ведь у большинства стихотворений - единый ритм: нет “припевов”, вариаций, больших перемен в длине строк, изначально нет длинных протяжных гласных, свойственных песенной лирике. А что есть? Просто четверостишия, причем зачастую в количестве, превышающем разумное число куплетов. Попытка просто спеть такой стих часто приводит к плачевному результату - песня получается монотонной, и ее получается спеть либо как серию частушек, либо получится что-то занудное, как шарманка. Здесь не спасет ни добавление новых инструментов, ни изменения аранжировки – послушав 2-3 первых куплета, уже понятно, что песня так и будет идти оставшееся время, с трудом догребая до конца текста.

Диалог тоже нахлебался этого в ранние годы. Такие песни, как, например, “Заискивание”, “Сон забытой роли” – представляли собой просто пропевание очень длинных стихов в поп-рок-формате в течение 5-6 минут. Выдержать эту тягомотину было крайне сложно – проще и лучше было банально прочитать сам стих - хороший причем стих!

Тем удивительней, что Диалог всегда пытался выбираться из этого болота, и в итоге выбрался, со временем научившись и отбирать стихи, и облекать их в совершенную оправу. В итоге самыми известными пластинками группы стали сборники именно таких песен – простых, ярких, с мелодией и аранжировкой, идеально раскрывающими силу стихотворения.

Это пластинки “Просто” (1985) и “Ночной дождь” (1986). С них, по моему мнению, хорошо начинать погружение в Диалог, благо там, несмотря на легкость, нет ни одной легкомысленной песни. Вот этим сейчас и займемся.

Диалог - Поймем потом (Просто, 1985)

Первая же песня с альбома "Просто" звучит для меня так, как будто группа сдает экзамен на профпригодность. Стихотворение поэта-песенника И.Д. Шаферана ритмично и невариативно, и в укладке его в формат песни вполне распознается та самая ловушка, которую группа блестяще обходит путем грамотного подбора ритма и аранжировки. В итоге получилась строгая, хоть и по-бардовски наивная проповедь, касающаяся наиболее фундаментальных человеческих ценностей.

Диалог - Созвездие гончих псов (Просто, 1985)

Эта песня является примером довольно странного по нынешним понятиям варианта взаимоотношений на эстраде поэтов, композиторов, музыкантов и исполнителей. А ведь действительно было такое время, когда песня уже была кем-то создана “под ключ”, а исполнитель (или несколько исполнителей) ее записывали и выпускали. Так и здесь – музыку на стихи того же И.Д. Шаферана написал композитор Игорь Якушенко. В 1983 у него вышла “своя” пластинка, но на ней его песни исполняли Анна Герман, Машина Времени, Людмила Гурченко, Андрей Миронов и даже Иосиф Кобзон. На этой же пластинке вышла песня Созвездие Гончих Псов в исполнении Алексей Глызина – вокалиста ансамбля “Веселые Ребята” (к сожалению, этого трека нет на Я.Музыке, зато он есть ВКонтакте).

Но это не означало, что песня закрепилась за Веселыми Ребятами – через год Диалог записал свою версию этой же песни (своего рода кавер). И несмотря на то, что такая песня "под ключ" предполагает “фиксацию” мелодии и текста, насколько же другой получилась версия Диалога – аранжировка и исполнение подарили совсем другие эмоции. Какая из этих версий лучше – решать вам.

Другие песни альбома также удивительно хороши и разнообразны. Казалось бы, предельно легкомысленная “Маргарита”, но суть песни раскрывается в последней строчке текста – она переворачивает восприятие и наполняет состраданием к лирическому герою, который так светло и позитивно переносит боль безответной любви. У песни, кстати, как минимум два варианта текста – если заинтересуетесь – найдете.

“Любил тебя” и “Только ты” – две потрясающе задумчивые арт-роковые песни, так плавно переходящие друг в друга, что для меня они воспринимаются как единая сюита о том, как любовь проносится через миллионы лет жизни на Земле.

“Сверчок” – удивительно лирическая и образная песня. Анализ этого стихотворения – отдельная тема, на эту тему есть статьи уже со стороны филологов – и там есть чему удивиться.

Я не считаю удачными психоделического “Зайца в Облаках” и слишком прямолинейный “Эверест”, но в целом этот альбом для меня является настоящим шедевром.

Диалог - Гринландия (Ночной Дождь, 1986)

Уже через год Диалог выпускает вторую свою “легкую” пластинку – “Ночной дождь”, в которой музыку к большинству песен пишет уже сам Ким Брейтбург. А песня “Гринландия”, разумеется, инспирированная книгами Александра Грина – уже его полностью – и стихи, и музыка.

Гринландия...
Гринландия...

Отмечу еще песню "Дитя-злодей", настолько злободневно она звучит и сейчас.

Ну и самое лучшее - напоследок.

Диалог - Рыбак, Никударики (Ночной дождь,1986)

Рыбак - фантастически буддистская песня о рыбаке, светло принявшем свою нищету... Так думал я довольно долго, практически несколько лет. И вдруг, по прошествии времени, меня вдруг осенило, что фраза "мне теперь на свете пусто и светло" означала, что рыбак умер с голоду. Остальной текст песни и аранжировка тут же засияли новыми образами. Эта песня и так была одной из моих самых любимых, а тут меня просто накрыло. Какой шикарный прием поднял на свет Ким Брейтбург - подавать печальные тексты музыкой, полной радости и надежды.

С этих позиций в памяти заиграла красками еще одна песня, где тот же прием значительно усилен, оказавшись почти на грани циничного гротеска. Это песня "Никударики".

Никударики, куда же вы ?..
Никударики, куда же вы ?..

Читая биографию автора стихотворения "Никударики" - Семена Кирсанова (а хорошая музыка всегда сподвигает меня на изучение жизненного пути ее авторов), я обнаружил, что он написал это стихотворение в последние годы жизни, умирая в больнице от рака. Тогда-то я и понял, что "никударики" - это души умерших людей. С позиций атеизма, согласно тексту песни, душам некуда деться, они уходят в никуда. И это стихотворение - горький повод задуматься о своей судьбе после смерти. Ведь атеисту в такой ситуации остается немного возможностей утешить себя. Диалог предлагает неожиданное решение этой проблемы, исполняя это стихотворение с бравурно-кретиническим цинизмом и пофигизмом. Такая аранжировка - иллюстрация предсмертного помутнения рассудка, притупляющего страх смерти. Сильнейшая вещь, на мой взгляд.

Разрешите на этой ноте закончить первую часть моего цикла статей о группе Диалог. Во второй части мы разберем более серьезные произведения этого удивительного коллектива.

Спасибо за внимание и до новых встреч на моем канале!

Удивительная советская группа "Диалог". Часть 2/3. Фантастика и глубина Русского Языка.

Удивительная советская группа "Диалог". Часть 3/3. Наследие и незаслуженное забвение.