В прошлом материале мы рассмотрели несколько причин, почему вышибные панели практически не работают. Тогда же был перечислен список факторов, которые в той или иной степени влияют на безопасность экипажа. Однако, мало кто знает, что вышибные панели могут работать штатно и стабильно, просто многие танки создаются без учёта некоторых условий. Рассмотрим сценарий не со стороны экспертов, а со стороны банальной логики…
Изоляция экипажа от снарядов
Одна из основных проблем гибели экипажей заключается в уязвимых местах в бронеперегородках западных танков. Это касается не только машин, которые не имеют автомат заряжания… Разница лишь в том, какая площадь перегородка уязвима к огню или ударной волне.
Если рассматривать M1 Abrams, то толщина его перегородки по официальным источникам и примерным расчётам составляет 38 мм, а бронированная шторка того тоньше. У Leopard 2 ситуация принципиально не меняется, но есть одна отличительная особенность, о которой мы поговорим позже.
И так – что нужно, чтобы вышибные панели были эффективнее? Полностью изолировать танкистов от снарядов, лишив их возможности прямого доступа. Таким образом поступили в России на танке Т-90М. Экипаж не может достать снаряды в реальных боевых условиях. Чтобы дозарядить автоматику, необходимо ретироваться, после чего выйти, как минимум командиру или наводчику и подавать снаряды вручную второму члену экипажа.
Другие места хранения…
Вторая причина не проявляется в случае американского танка, но была отлично проиллюстрирована в случае немецких ОБТ на вооружении Турции. В Сети можно найти кадры подбитых Leopard 2A4, лоб корпуса которых разорван в клочья, а башня лежит в десятках метрах от шасси.
Чтобы экипаж имел шанс на выживание после поражения второго места хранения в случае танков НАТО, экипаж необходимо, во-первых – сократить до трёх человек, а во-вторых – изолировать не только от снарядов, но и от орудия. В теории это возможно, но крайне непрактично для мирного времени и обслуживания боевой машины.
Раз уж я похвалил Т-90, то давайте и покритикую… Боезапас в кормовой нише башни вспомогательный, а не основной, что вызывает ряд концептуальных проблем. Но не стоит думать, что у машин НАТО их тоже нет. Если западные ОБТ получат автомат заряжания, то максимум, на что можно рассчитывать – 22 снаряда, как например у AMX-56. При увеличении калибра, боезапас стремительно сокращается. Примерное количество выстрелов составит всего 14 или 15, а это уже считается минимальным для одного боя, но не во всех условиях. А для рейдов по тылам, для чего танки иногда используются, этого количества снарядов будет мало.
Как сделать вышибные панели рабочими?
Мы уже выяснили, что для того, чтобы защитить экипаж от собственных снарядов, необходимо – изолировать его от боезапаса без возможности доступа и полностью убрать снаряды из корпуса. И то и другое не достижимо в случае танков семейства Т-64 и Т-72, но может быть реализовано на западных ОБТ. Для этого нужны массивные перегородки, защищающие экипаж не только от снарядов, но и от пушки, так как наличия окон в перегородке не обеспечит защиту от пламени, а здесь не нужен даже прямой контакт, достаточно высокой температуры.
Не стоит думать, что в России это нельзя реализовать… Танки с необитаемой башней можно назвать самым удачным носителем абсолютно безвредных для экипажа вышибных панелей. Для этого необходимо разместить танкистов в передней части корпуса, а снаряды – исключительно в корме башни. Полный разворот боевого модуля требуется не часто, так что танкисты могут быть полностью защищены, а вышибные панели будут работать, как и задумано. Даже если вышибные панели не уберегут башню от полного разрушения, то экипаж останется цел, а повреждённый модуль и корпусные агрегаты будут подлежать замене при удачном стечении обстоятельств.