Найти в Дзене
VarТехник

Как сделать вышибные панели рабочими?

Оглавление

В прошлом материале мы рассмотрели несколько причин, почему вышибные панели практически не работают. Тогда же был перечислен список факторов, которые в той или иной степени влияют на безопасность экипажа. Однако, мало кто знает, что вышибные панели могут работать штатно и стабильно, просто многие танки создаются без учёта некоторых условий. Рассмотрим сценарий не со стороны экспертов, а со стороны банальной логики…

Изоляция экипажа от снарядов

Одна из основных проблем гибели экипажей заключается в уязвимых местах в бронеперегородках западных танков. Это касается не только машин, которые не имеют автомат заряжания… Разница лишь в том, какая площадь перегородка уязвима к огню или ударной волне.

Если рассматривать M1 Abrams, то толщина его перегородки по официальным источникам и примерным расчётам составляет 38 мм, а бронированная шторка того тоньше. У Leopard 2 ситуация принципиально не меняется, но есть одна отличительная особенность, о которой мы поговорим позже.

-2

И так – что нужно, чтобы вышибные панели были эффективнее? Полностью изолировать танкистов от снарядов, лишив их возможности прямого доступа. Таким образом поступили в России на танке Т-90М. Экипаж не может достать снаряды в реальных боевых условиях. Чтобы дозарядить автоматику, необходимо ретироваться, после чего выйти, как минимум командиру или наводчику и подавать снаряды вручную второму члену экипажа.

Другие места хранения…

Вторая причина не проявляется в случае американского танка, но была отлично проиллюстрирована в случае немецких ОБТ на вооружении Турции. В Сети можно найти кадры подбитых Leopard 2A4, лоб корпуса которых разорван в клочья, а башня лежит в десятках метрах от шасси.

-3

Чтобы экипаж имел шанс на выживание после поражения второго места хранения в случае танков НАТО, экипаж необходимо, во-первых – сократить до трёх человек, а во-вторых – изолировать не только от снарядов, но и от орудия. В теории это возможно, но крайне непрактично для мирного времени и обслуживания боевой машины.

Раз уж я похвалил Т-90, то давайте и покритикую… Боезапас в кормовой нише башни вспомогательный, а не основной, что вызывает ряд концептуальных проблем. Но не стоит думать, что у машин НАТО их тоже нет. Если западные ОБТ получат автомат заряжания, то максимум, на что можно рассчитывать – 22 снаряда, как например у AMX-56. При увеличении калибра, боезапас стремительно сокращается. Примерное количество выстрелов составит всего 14 или 15, а это уже считается минимальным для одного боя, но не во всех условиях. А для рейдов по тылам, для чего танки иногда используются, этого количества снарядов будет мало.

-4

Как сделать вышибные панели рабочими?

Мы уже выяснили, что для того, чтобы защитить экипаж от собственных снарядов, необходимо – изолировать его от боезапаса без возможности доступа и полностью убрать снаряды из корпуса. И то и другое не достижимо в случае танков семейства Т-64 и Т-72, но может быть реализовано на западных ОБТ. Для этого нужны массивные перегородки, защищающие экипаж не только от снарядов, но и от пушки, так как наличия окон в перегородке не обеспечит защиту от пламени, а здесь не нужен даже прямой контакт, достаточно высокой температуры.

Не стоит думать, что в России это нельзя реализовать… Танки с необитаемой башней можно назвать самым удачным носителем абсолютно безвредных для экипажа вышибных панелей. Для этого необходимо разместить танкистов в передней части корпуса, а снаряды – исключительно в корме башни. Полный разворот боевого модуля требуется не часто, так что танкисты могут быть полностью защищены, а вышибные панели будут работать, как и задумано. Даже если вышибные панели не уберегут башню от полного разрушения, то экипаж останется цел, а повреждённый модуль и корпусные агрегаты будут подлежать замене при удачном стечении обстоятельств.

-5

Подписывайтесь на канал. На нём регулярно выходят актуальные статьи на военную тему. Оценивайте контент и делитесь им с друзьями.