В голливудских фильмах часто встречаются сюжеты про уход с работы. В этой яркой истории герой высказывает боссу и коллегам всё, что о них думает, швыряет что-то в своих обидчиков и под бурные овации единомышленников гордо уходит, держа под мышкой коробочку с личными вещами. Это уход победителя, у которого все впереди.
Те, кто уверен, что в случае увольнения всё так и бывает, будут разочарованы: кино и жизнь, к сожалению, вещи разные. Как-бы это не хотелось иногда сделать - вряд ли кому-то захочется кардинально портить отношения с начальством и коллегами и свою репутацию, лишь бы феерично уйти.
Готовиться к увольнению желательно заранее, не конфликтовать и сохранять деловой настрой до конца, чтобы рекомендации были в вашу пользу. Итак, если вы решили уйти с работы, то учитывайте несколько важных моментов:
- Анализ собственных деловых качеств.
- Ревизия проектов, заданий.
- Нормальное общение с другими работниками и начальством.
- Передача полномочий, обучение преемника.
Шаг 1: Оценка карьерного роста
Давайте рассмотрим простой пример. Андрей, решивший уволиться, узнал, что его подразделение будет расширяться. Перед ним могли бы открыться новые перспективы: интересная задачи, новый статус, работа в креативной команде, переобучение. Но решение об уходе было уже озвучено (Андрей об этом потом сожалел).
Вывод: прежде чем начинать поиск новой работы, следует предварительно:
- Оценить наличие вакансий на сайтах как hh.ru, официальной страницы своей компании, узнать, проводятся ли конкурсы на замещение должностей. Вполне возможно, что планируется введение в штат новых сотрудников, запускаются новые проекты, где вы и ваши знания могут пригодиться.
- Оценить выполненные задачи и проекты. Если полученный результат повод для гордости, то стоит поговорить с руководителем. Если вы осознаёте, что имеются недочеты, что-то нужно доработать, улучшить, исправить, тоже неплохо: есть время на доработку. Презентовать себя и результаты своего труда необходимо четко, грамотно, спланированно. Успех переговоров и с нынешним начальством, и потенциальным работодателем зависит от правильной подачи своих способностей и своих результатов.
- Попросить руководителя встретиться один на один. Нет ничего плохого в том, что вы расскажете ему о своем стремлении карьерного роста, узнаете о планах по развитию компании, о приоритетных направлениях деятельности. Нужно показать свою заинтересованность, независимо от того, есть в настоящее время вакансии или нет. Полученная от руководителя информация и его позиция по отношению к вам будет полезной для последующих решений.
Шаг 2: Оценка проектов и задач
Не стоит увольняться в разгар работы над серьезным заказом, программой или проектом и так же шантажировать начальство своей значимостью и ролью в проекте. Старайтесь не брать большое количество новых заказов или участвовать в разработке новых проектов.
Даже если вам пойдут навстречу и повысят зарплату, то репутация пострадает. И рано или поздно из компании все-таки придется уйти.
Настоящий профессионал должен оставлять после себя решенные задачи, подготовленные презентации, заключенные контракты, сверстанные документы. Только тогда вам дадут хорошую рекомендацию, которая поможет найти более приемлемую работу.
Перед увольнением следует:
- Привести в порядок документы, дела, решить «зависшие» вопросы,
- Ваши начатые наработки, проекты, задачи должны быть приведены в максимально понятный вид, чтобы их можно было передать преемнику. Если передавать дела пока некому, стоит продумать, кто мог бы заняться вашим направлением после ухода.
Шаг 3: Выстраивание нормального общения с начальством и коллегами
Сообщение руководству о своем уходе – это целая наука. Неправильным и непрофессиональным будет отправить письмо через электронную почту или мессенджер. Вот наглядный пример некорректного поведения: один сотрудник компании прислал своему руководителю следующее СМС: «Я прохожу собеседование в одной компании, дашь мне нормальные рекомендации, когда тебе позвонят?».
- Заранее обсудите ваше увольнение, его причины и обстоятельства с руководством, чтобы не было неприятных и неожиданных сюрпризов для кадровой службы.
- Также необходимо продумать адекватную причину увольнения, чтобы о вашем уходе не ходили компрометирующие слухи среди коллег.
- Отрицательным эмоциям не место при уходе с работы. Если они имеют место быть, их нужно держать при себе. Руководителю можно честно назвать причины ухода, для коллег следует предусмотреть более мягкий вариант, без демотивирующих формулировок.
- С руководством нужно обсудить варианты передачи полномочий кому-то из коллег, а если этот вариант не подходит, порекомендовать на свое место кого-то извне.
- С коллегой, который встанет на ваше место, также нужно обговорить все нюансы работы, которую ему придется выполнять.
В моменте ухода важно сохранить человеческое лицо и уйти на позитиве. Неизвестно, к чему приведет "сжигание всех мостов" в дальнейшем. Бывших коллег можно встретить и на новом месте работы, это не исключено. Работать бок о бок с теми, кого облил грязью, будет непросто. Корректное увольнение – это не путь в один конец, а открытые возможности, тем более работодатель может дать хорошие рекомендации.
Перед уходом неплохо пообщаться со своими коллегами, возможно, даже угостить их чем-то в знак благодарности за сотрудничество. Работодатель, клиенты, партнеры, коллеги будут признательны за человеческое отношение.
Шаг 4: Передача полномочий
Обдуманный взвешенный уход включает в себя передачу дел преемнику. В выигрыше от этого остаются все: и вы, потому что уходите с чистой совестью и хорошей репутацией, и ваш руководитель, потому что кадровый вопрос решен, и преемник найден, потому что он понимает, как и какие задачи ему нужно решать. Предварительно прикиньте, кто из команды мог бы встать на ваше место, кто справится с работой. Если среди коллег нет достойного, возможно в вашем окружении найдется нужный человек, его можно порекомендовать начальству.
Если преемник так и не нашелся, предложите помощь. Это может быть консультационная помощь, совет, подсказка – всё, что может помочь другим справиться с вашими прежними обязанностями. Оставьте свой телефон и координаты, возможно, вам за это заплатят, но если и нет, то впечатление останется положительным.
Так же перед увольнением не стоит совершать глупости, которые перечеркнут всю дальнейшую карьеру, например:
- Не забирайте с собой клиентскую базу. Это не ваша собственность, даже если вы проработали десятки лет. Желание «забрать клиентов» может обернуться большими неприятностями не только после увольнения, но и в дальнейшем.
- Не переманивайте за собой коллег. Не устроившись и не зная особенностей новой работы, пока не стоит ничего обещать другим. Вы не можете гарантировать трудоустройство, а лишиться работы из-за своих действий, коллеги могут вполне.
- Не допускайте небрежности и ошибок в ведении документации. Даже если вы четко знаете, что уйдёте, не позволяйте себе делать работу плохо. Если вы уже не в состоянии с ней справиться, лучше честно сказать об этом руководителю, чем делать кое-как.
- Не сообщайте об увольнении, пока это еще не стало официальной информацией. Если что-то не сложится, вы окажетесь в глупом положении.
Каждый из таких промахов может стоить успешной карьеры. Корректное, умное поведение при увольнении – гарантий успеха на новом месте работы.
© by Анастасия Шумакова
Карьерный коуч & специалист по поиску персонала
Если статья была полезна и понравилась вам, ставьте лайк <3
Если у вас остались вопросы или пожелания - вы всегда можете связаться со мной по ссылке: https://taplink.cc/anastasia_shumm_