Найти в Дзене
Небесные истории

Аварийная посадка

Оглавление

Продолжаю публиковать воспоминания отца. Большое спасибо за позитивные отклики - уверен, для него это послужит мотивацией продолжить написание очерков.

Ссылка на первую часть

Ссылка на вторую часть

Аварийная посадка

25 мая, ближе к вечеру, с Геннадием Максимовичем выполняли завершающий полётную смену рейс по маршруту Рубцовск–Волчиха–Рубцовск. Погода была жаркая, небо ясное, настроение радостное. Участок маршрута проходил над сосновым бором. Виды открываются – залюбуешься! Душа поёт!

Только вот минут через десять после вылета из Волчихи ровный звук мотора начали сотрясать перебои и хлопки, и душа почему-то сразу петь перестала и начала аккомпанировать двигателю. Под нами лес, вдруг ставший казаться скорее хмурым, чем красивым, высота наша метров двести-триста, продолжать полёт над ним было небезопасно. До опушки Егорьевки было около восьми минут полёта, а падающая мощность, сопровождавшаяся тряской двигателя, не оставляла иного выбора, кроме как выполнение вынужденной посадки с двенадцатью душами за спиной, которые, будучи свидетелями происходящего, тоже замерли в напряжении. Решение было очевидным – пока двигатель хоть как-то работает, подыскать площадку, на которой можно было бы безопасно приземлиться, благо неприхотливому Ан-2 много не требовалось.

К счастью, нам удалось избежать посадки на сосны – справа недалеко от трассы клином в лес вдавалась безлесная поверхность, на которую и решено было садиться. Ещё в воздухе по коротковолновой связи я отработал с районным центром, который находился в Барнауле (позывной "Башенка"), объяснил причину и приблизительное место вынужденной посадки. Сумел докричаться и до Рубцовского диспетчера (позывной "Драга"), которым в этот день был Куликов Евгений Васильевич, сообщив аналогичную информацию. Когда было принято решение о вынужденной посадке, я вышел в салон, чтобы предупредить пассажиров и проверить привязные ремни. Разумеется, с улыбкой на лице – единственным фактором убеждения, что всё идёт хорошо, даже отлично! Дело-то житейское…

Сели.

После благополучной посадки, вытерев пот со лба, я доложил по коротковолновой связи, что люди и самолёт целы, а значит полёт удался (последнее я, конечно, не докладывал). Нам было сказано, что за пассажирами уже выехал автобус, ждите, мол, и обеспечьте охрану – завтра прилетит вертолёт Ми-2 с помощью.

После выключения двигателя и открытия входной двери напряжение спало, адреналин в крови постепенно рассасывался, наступило расслабление, как для нас с командиром, так и пассажиров.

Жизнь запахами ворвалась в салон вместе с комарами и прочей кровососущей живностью. Оказывается, комары – такая мелочь в сравнении с тем, что могло произойти, не окажись поблизости места для безопасной посадки. А посадка удалась – пусть, как говорят пилоты, и "на три точки поодиночке", но не на ёлки-сосёнки. Исход тогда мог быть и другим, даже и не знаю, писал бы я сейчас, через сорок шесть лет, стуча по клавишам, для вас, дети и внуки мои любимые…

"Случайность есть неосознанная закономерность".

Но сентенции в сторону.

Место приземления было километров в трёх от поселка Речка-Кормиха – небольшого поселения дворов на пятнадцать, находившегося в лесу. Помнится, там было лесничество. Деревеньку эту и сейчас видно с дороги проездом в Волчиху из Рубцовска.

-2

Через какое-то время нас нашёл дядька на "уазике" – как оказалось, житель этой деревни, агроном. Он видел, что самолёт снижался и совершил посадку там, где ни один аппарат тяжелее воздуха до этого ни разу не садился, и поторопился подъехать. Познакомились с мужиком, объяснились, сообщили, что за пассажирами едет автобус из Рубцовска – надо бы выехать на трассу, встретить и сопроводить его. А так как нам предстоит ночёвка, желательно ему, как представителю Советской власти на местах, обеспечить охрану небесного объекта, нежданно-негаданно свалившегося в его угодья. Для убедительности – краткая политинформация о текущем политическом моменте, близости китайской границы, хунвейбинах, что вдохновило, конечно, и возымело действие. Человека с ружьём, правда, в посёлке не нашлось, но старичка с батогом нам он чуть позже привёз, пришлось наличными за ночь, приведённую в салоне железной птицы ещё и пять рублей из кармана отдавать на следующий день.

Чтобы китайские замаскированные лазутчики не выкрали служебный портфель с очень секретными картами и сборниками, на дверь в кабину навесили замок, после чего самолёт опломбировали, наказав деду пуще зеницы ока хранить пломбу, а если она будет вскрыта – КГБ, трибунал и прочие страхи от карающих органов. Шутка, конечно же.

Ночевали в доме агронома, как почётные гости – в переднем углу на полу. Но с нашей стороны не было претензий – я не знаю, гость нежданный – лучше или хуже татарина, но в правительстве, говорят, до сих пор устраивают дебаты по данному вопросу. Жареная картошка на сале, деревенский ломоть хлеба из печи, может даже и пятьдесят капель за успех нашего мероприятия – не помню. Запомнил только, что ночь была душной, и комары докучали.

На следующее утро нас привезли к самолёту, мы отпустили охранника, которому я предварительно заплатил пять рублей за честный труд. Стали ждать "волшебника в голубом вертолете" – связавшись с «Башенкой», я получил информацию, что вертолёт уже в пути.

Прилетел, приземлился. Из вертолёта по очереди вышли начальник АТБ Мироненко, командир эскадрильи и техник с инструментами и стремянкой.

Нач. АТБ с техником быстро перешли от вопросов к делу, раскапотили двигатель нашего бедолаги, и полезли искать причину неустойчивой его работы. Искали недолго.

На самолёте и двигателе незадолго до рейса проводились очередные регламентные работы. Плохая затяжка регулировочных гаек толкателей клапана на девятом цилиндре привела к нарушению герметичности впускного клапана и к тряске двигателя.

Пока специалисты устраняли дефект, меня на вертолёте отправили в Рубцовск, чтобы под ногами не болтался. Я был только рад – первый раз в жизни полетел на вертолёте, да ещё и командир по фамилии Нагорнюк дал ручку управления подержать. Правда, что-то не впечатлило меня управление вертолётом.

В этот день и отец, и мать были на работе на аэродроме – они меня и встретили. А вчера, когда случилась вынужденная посадка, в радиобюро работала напарница мамы Пушкарёва Раиса Александровна. Она и позвонила моим родителям домой, обрисовав ситуацию и успокоив, что сын жив-здоров.

-3

Через пару часов в Рубцовск прилетел и наш самолёт. Мы с Молотовым сели писать объяснительные, и, судя по всему, были они написаны грамотно, да и расшифровка барограммы ровным счётом ничего криминального не показала. По итогам расследования инцидента и командиру, и мне были вручены часы в позолоченной оправе с гравировкой "За проявленное мужество в полёте", а через некоторое время я был назначен кандидатом на ввод в строй.

Не было бы счастья – да несчастье помогло!

Ссылка на продолжение

Бонус!

Видео "Посадка в Кемерово"

Друзья!

Мои книги "Небесные истории" доступны на сайте Ридеро, а также ЛитРес, Озон, Амазон, Bookmate и других ресурсах.

Ссылка на авторскую страничку на Ридеро

Ссылка на страничку ЛитРес

-4

Приятного чтения!

Эти и другие рассказы о лётной работе на канале Небесные истории

Об авторе
Мой инстаграм
Мой канал на Youtube
Мои книги

Понравился рассказ?

Пожалуйста, не забудьте нажать "большой палец вверх"!

Подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить выход новой небесной истории!

Аэропорты, гостиницы... Новосибирск

Аэропорты, гостиницы... Норильск

Полет в Лас-Вегас

Карачи

Тегеран