«Ночь в раю» – криминальная (мело)драма Пак Хун-джона, сценариста таких известных корейских картин как «Я видел дьявола» и «Новый мир» (в ней Пак Хун-джон выступил еще и постановщиком), совсем недавно вышедшая на Netflix. Это все такая же история о мести, но с мелодраматичным уклоном, про гангстера Тхэ-гу, вынужденного залечь на дно на острове Чеджу, живописном месте посреди Южного моря. Там он встречает такую же потерявшую интерес к жизни девушку Чэ-ён, и между ними завязывается что-то вроде симпатии.
Присущие картине Пак Хун-джона сентиментальность и неспешность, лишь изредка прерываемые вспышками, как это принято в корейском кинематографе, натуралистичного насилия, делает фильм похожим на «Фейерверк» Такеши Китано. Правда, Пак Хун-джон все же лучше справляется со сценами экшена, чем с мелодрамой, из-за ощущения некоторой искусственности происходящего в последней: от обстоятельств личной потери Чэ-ён, сближающей ее и Тхэ-гу, до предельно неловкого флирта между двумя героями. Но при всем при этом Пак Хун-джон не следует шаблонам жанра и развивает отношения между персонажами, избегая их физического контакта и отдавая предпочтение невербальным средствам. Благодаря чему фильм наполнен сценами многозначительного молчания на фоне красивейших пейзажей – где, как не в таком месте, лучше всего переосмысливать подходящую к концу жизнь.
Рай и невозможность им насладиться
Осторожно, дальше в тексте спойлеры!
Убийцу, которого босс посылает залечь на дно в тихое и вдобавок красивейшее место, мы уже видели в «Залечь на дно в Брюгге», криминальной драме Мартина МакДона. В ней персонаж Колина Фаррелла, Рэй – «потерянная душа», наемный убийца, раздираемый внутренними противоречиями. Он оказывается в прекрасном городе, но не может насладиться его красотой, потому что подсознательно понимает, что не достоин ее.
В «Ночи в раю» происходит нечто похожее (отсюда и название фильма), Тхэ-гу после предполагаемого убийства им босса мафии оказывается на острове Чеджу, жемчужине Южной Кореи, часто называемом «корейскими Гавайями». Но герою совсем не до красот этого острова – в его голове мысли о сестре и юной племяннице, погибшим по вине Тхэ-гу. И, как и в «Залечь на дно в Брюгге», героя предает собственный босс.
Этапы принятия горя
Чтобы показать этапы принятия горя Тхэ-гу, Пак Хун-джон использует повторяющийся визуальный прием – съемку героя со спины. При этом понять, на каком этапе находится молчаливый и скрывающий свои чувства герой (отсюда и выбор ракурса, передающего также чувство одиночества), можно по содержанию сцены и таким вспомогательным образам, как например, татуировка или дождь.
Визуальные отсылки
Кстати, сцена на берегу моря со стоящими у кромки воды Тхэ-гу и Чэ-ён – это цитата на «Достучаться до небес». Совпадение или нет, но находящиеся по одну сторону кадра Тхэ-гу и персонаж Тиля Швайгера, сидящий на песке, умрут первыми. На этот счет у Тхэ-гу даже возникнет шутка, когда тот назовет Чэ-ён "малявкой", которая умрет, как ей и полагается, второй.
***
Дорогие читатели, если Вы хотите, чтобы эту публикацию увидело больше людей, поставьте ей лайк. А также не забудьте подписаться на канал или читайте меня в Телеграме. Спасибо!