Часто читаю, что в СССР было очень хорошее обучение в школе. И вот решил написать про то, с чем лично я столкнулся.
Дети и тогда и сейчас бывают разные. Одни умные с раннего детства. Другим учеба дается труднее. Одни усидчивые. Другие не могут спокойно посидеть на месте даже небольшое время. Кто-то стремится получить знания, чтобы поступить в институт. А кто-то изначально собирается быть рабочим, и не стремится заморачиваться учебой. И так было и в СССР.
Но сейчас речь пойдет о том, как советская школа способствовала обучению детей. Моя первая учительница мне казалась очень доброй, внимательной, отзывчивой, любящей своих учеников. Хотя была она и строгая. Учила она очень хорошо. Материал объясняла доходчиво. Она очень старалась, чтобы мы все поняли, чтобы учились не только на хорошие отметки, но и чтобы у нас были хорошие знания.
Но вот ученики были разные. Уже с первого класса были нарушители дисциплины, которые мешали другим учиться. Были и ленивые ученики. А одна девочка не могла вообще ничего соображать. Ее потом перевели в школу для умственно отсталых детей (тогда были такие).
В те времена не было таких указаний, как не ставить двойки. От учителей требовали научить детей, дать им знания. Показухи в школе не было. Учителя оставляли после уроков неуспевающих учеников, и дополнительно с ними занималась
В старших классах ученики уже четко стали разделяться на тех, кто стремился к знаниям, а кто просто отсиживал время. Но многие учителя все еще стремились донести знания до своих учеников. Так после окончания 7 класса, помню, для тех, кто должен был по результатам учебы остаться на второй год, были организованы дополнительные занятия. Ученики занимались математикой и русским языком весь июнь. По окончании дополнительных занятий им дали шанс успешно написать контрольную, чтобы их перевели в 8 класс.
В выпускном 10 классе учителя с нами никаких дополнительных занятий уже не проводили. Но и не отказывались разъяснить то, что кто-то не понял. А те, кто хотел поступать в институт, сами готовились. Иногда собирались группами у кого-нибудь дома, и занимались допоздна вместе.
Ни о каком репетиторстве тогда речи не было. А вот недавно я несколько раз слышал от учеников начальных классов, когда учитель говорил им на уроке: «Новую тему разберите со своими репетиторами, а я буду вас потом спрашивать».
Теперь о самих учителях. Полностью говорить о том, что преподаватели раньше учили лучше, я бы не стал. И тогда и сейчас много хороших учителей, которые стараются дать знания нашим детям. И раньше были преподаватели, которые сами плохо знали свой предмет или не могли грамотно донести его до своих учеников. Вот один пример.
С пятого по восьмой класс у меня была пятерка по английскому языку. Я был одним из лучших в классе по этому предмету. Но когда я перешел в девятый класс в другую школу, то понял, что там я и на тройку не знаю ничего по сравнению с учениками той школы. Тоже самое и с физикой, литературой. А вот другие предметы у нас в восьмилетней школе преподавали лучше, чем в той, куда я перешел.
Хорошие учителя это прекрасно. Но для освоения знаний необходимо стремление к этому. Иногда умные ребята просто не хотели учиться. А, казалось бы, посредственные ученики прилагали очень большие усилия, и не только хорошо сдавали выпускные экзамены в школе, но и вступительные экзамены в институты.
В последний учебный год в наш выпускной класс пришел новый парень. Он приехал из глухой очень далекой деревни. У этого парня была очень большая мечта поступить в медицинский институт. А знаний было очень мало. В то время поступить в московский медицинский было очень тяжело, а тем более в 1966 году, когда одновременно выпускались наши десятые классы и одиннадцатые. Двойной конкурс. Поэтому у нас никто не верил, что он поступит.
Но этот парень стал усиленно заниматься. Очень часто занимался до часу ночи, а утром к 8 шел в школу. И он поступил с первого раза. А после окончания работал заведующим отделения в крупном медицинском центре в Москве. Вот так, без всякого блата, без репетиторов, человек достиг своей цели благодаря свой огромной силе воли, настойчивости, упорству и трудолюбию.
Почему же многие сейчас ругают современную школу и учителей. Конечно, нормальные ученики (я имею в виду не двоечников) в советское время имели лучшие знания. Современные учителя в меньшей степени в этом виноваты. А виновата система образования. Эти непродуманные методики, постоянные отчеты, ужасные учебники, ЕГЭ. А система поощрения учителей, когда они вынуждены просто завышать оценки ученикам? И многое другое, чего не было в советские времена.
Если нравится, о чем я пишу – ставьте лайки. Если хотите, можете подписаться на канал. Обещаю еще много интересных историй и рассуждений.