Найти тему

Профессиоализм в музыке. Несколько недобрых слов

Когда я была маленькой семиклассницей в музыкальной школе, ко мне на день рождения пришел мальчик, в которого я была очень влюблена. Он тоже учился в нашей музыкалке. И подарил мне он ноты, подписанные ноты. Барток это был, пьесы для детей с методическими рекомендациями и возможными текстами, чтобы петь их еще. И написано там было: "Желаю тебе учить детей по этим нотам". Я такого унижения и обиды до этих пор еще не испытывала. Вида не подала, но ревела потом долго. Потому что высшим пилотажем было стать звездой сцены, пианистом, играющим примерно Рахманинова и Листа с растяжкой на две октавы. А я пианисткой в школе была посредственной. Хотя мои амбиции были покруче: композитором стать и симфонии чтобы непременно. Но женщин-симфонисток по определению почти что и нет. Мальчики вот да, их почти всегда готовили для большой сцены, а девочки так, звезд с неба если не хватали, им профессия "интеллигентная", непыльная была обеспечена. Вот такая моя детская обида.

А не так давно на большом юбилее нашей старой музыкалки встретила я сестру свою названную. Она замуж в отличие от меня не пошла, детей не нарожала, и в тяжелячной группе петь-играть не пыталась и на клиросе не пела, не тусовалась, автостопом не каталась. А пошла прямиком в консерваторию и закончила-таки ее. Преподает, концертирует вяло. А я с младшим сыном - он тоже в эту музыкалку пошел, на флейте играть захотел. И вот сидим мы такие на праздничном концерте, лет десять не виделись. Наша учительница по специальности за то время помереть успела. Хорошая, кстати, учительница была, и человек отличный, и уж точно не неудачница, и лауреаты из ее класса выходили, и в Чайник все поступали без сучка и задоринки. И вот спрашивает меня бывшая подруга моя, сестра то есть, со снобизмом таким в голосе спрашивает, потому что все ей про меня почти известно: а вот кем ты, Вера, работаешь сейчас? И вот я ей, почти заикаясь и извиняясь, объяснять начинаю: понимаешь, видишь ведь, у меня ребенок маленький, и пришлось мне, как многим российским мамам, в детский сад к нему устроиться музыкальным руководителем. Ну хорошо хоть что музыкантом, а не нянечкой или сторожихой, спасибо, хоть обучена чему. Сама говорю ей, и слышу как бы со стороны свои интонации униженные да слова извинительные. И так страшно мне стало: как же это засело с детских пор в голове! Что чем младше ученик, тем ниже уровень квалификации учителя быть должен. Покивала мне сестренка моя головой так важно и понимающе, да и не видела я ее после этого.
Конечно, необязательно быть педагогическим браком, чтобы пойти учить других. В разных ДМШ мне встретилось много талантливых, профессиональных или хотя бы просто добрых и музыкальных людей. Другое дело, есть определенные тенденции.

Во-первых, все же старая недобрая иерархия. Все же быть лауреатом конкурса Чайковского престижнее, чем учителем в поселковом клубе. И все об этом знают. С детства, чуть не с первого дня обучения знают. Некоторые ученики ДМШ еще до поступления знают, что будут музыкантами. И те, кто действительно чувствует в себе силы и талант, и это многократно подтверждается преподавателями, не готовят к себя к деятельности в клубе по месту жительства, не штудируют методическую литературу с детства, книги по психологии, не разучивают детских песен.
Мне случилось проучиться два года в музыкальной десятилетке нашей, слава богине, мама меня забрала-таки. Это страшная, неприятная атмосфера соперничества, вечного отсева с "диагнозом" "профнепригодность", очень низкий уровень преподавания всего окромя специальности, даже теоретических дисциплин порой, отсутствие общего развития, общей деятельности, очень много "блатных" учеников. Ну, и просто обыкновенное жлобство.

Во-вторых, то, что вытекает из первого пункта. К учителям довольно низкие профессиональные требования. Потому что уровень исполнительства, как критерий профессионализма, не подходит для нашей профессии. А вот что подходит - вопрос другой уже.

В-третьих, да, среди девушек уже в училище да и в консерватории тоже много тех, кто действительно не очень хорош профессионально, а они даже и не стремятся. Особенно ТКО. Когда поступала туда, знакомые и родственники рыдали, а учительница моя смертельно обиделась. Потому что теоретичками девочки становятся, если у них со специальностью не все в порядке, а меня-то выпускали с хорошей такой, сложной программой. Замечательные милые и добрые девочки готовятся действительно к непыльной профессии. Им неинтересно разбираться в эстетике барокко и соотносить музыкальное барокко с аналогичной живописью. Они списывают друг у друга гармонию и полифонию. Потому что уже сложно, а заморачиваться не хочется. Им уже хочется замуж, но чтобы прилично. И да, потом они идут работать в ДМШ, общеобразовательные школы и детские сады. Не все. Многие вообще идут в какой-нибудь гуманитарный вуз, занимаются бизнесом, открывают ивент-конторы и даже торгуют чаем. И да, очень многие из этих девочек не так уж и любят академическую музыку. А научить тому, что не любишь и сам не понимаешь, весьма затруднительно.
Феминистка внутри меня напомнила, что все это мизогинненько написано несколько. Да вот не выкинешь ведь Жгс из девушек-теоретичек. Вот у меня сейчас на продленке (да и в любом классе любой школы) сколько мальчиков ходит в ДМШ, пусть даже и музыкально одаренных? то-то же, скорее всего, ни одного нет. А девочка хоть одна в классе ходит, и у меня на продленке есть такая. А есть девочки в клубе, которых на вокал отдали. И далеко не факт, что все девочки, которых родители привели учиться музыке, имеют значительные музыкальные способности. А профессию непыльную и как бы "интеллигентную" надо. Так что в Чайник на ТКО почти как на филфак в универ. Факультет невест. И окружающие так тебя и воспринимают, а против всех сразу окружающих быть сложно, особенно, если сызмальства да ненароком приучили так себя воспринимать.

В-четвертых. Вот у меня в училище были обязательные часы методики преподавания того и сего, педагогика и психология. А еще у нас был зачет, где мы пели специально детские песни. Многое из того, что преподавалось, было пустой формальностью. На экзамен на оценку не было вынесено ничего, только зачеты. В отличие от той же полифонии. Мы почти не изучали историю музыкальной педагогики. Когда я стала преподавать, то обнаружила, что меня не учили слишком многому, что нужно было бы уметь. Отдельное теплое слово про Скороспешеву, которая вела факультатив по методики преподавания импровизации. Она рассказывала про Орфа и не только. У нас совсем не было хора, в качестве эксперимента, а тогда уже началась перестройка и все экспериментировали, нашему курсу досталась речь с Азалией Блиновой, одной из старейших преподавательниц ЕГТИ, и не сильно профессиональные уроки вокала. Через год все свернули. Психология велась из рук вон плохо, формально, сухо, в виде лекций. Потом пришлось начитывать психологическую литературу самостоятельно, восполнять пробелы.

В-пятых тоже есть. Когда преподаешь, особенно не в этом вашем предпрофессиональном образовании, а как бы совсем в непрофессиональном, то ты винтик в системе, пешка. Твоих уроков по сорок минут два раза в неделю. Ты подчиняешься строгим и нелогичным требованиям и решаешь отнюдь не задачи музыкального воспитания.
Например, детей младше трех лет приучают на уроках музыки тупо находиться на одном месте. Причем сидя в линеечку на стульях. Можно даже не участвовать, главное, не плакать и не вставать с места.
А еще мы готовим детей к обязательным утренникам. Сценарии пишем тоже мы сами. Хотя можно и не писать. Даже не так, ЛУЧШЕ не писать ничего самостоятельно, скачать в сети, взять готовый из методички. А готовим мы их так: мы их дрессируем. Хорошо выдресированный ребенок - лучшая похвала музработнику. Мы учим под довольно однообразную специальную "детскую" музыку в нужном месте поднимать руки, в нужном месте топать и хлопать, подпевать (для умеющих говорить) слова песни, изображать обязательными жестами дождик, солнышко, снежинку или курочку. И когда готовишься к утренникам, лучше самодеятельности не разводить никакой, в лучшем случае скажут "ай-яй-яй". И даже если твои занятия никто не контролирует, то времени на совместное музицирование ли, слушание музыки, логоритмику или театр почти не остается. А еще на наших занятиях нет красок, которыми можно под музыку рисовать, песка, которым мы можем шуршать, мы не задуваем свечек во имя пожарной безопасности, не выдуваем мыльных пузырей во имя чистоты и никогда не проводим занятия на свежем воздухе или вообще вне садика.
Конечно, все выше перечисленное не требует ни профессионализма, ни знания какой-либо музыки вообще, ни общей культуры, ни образованности в самом широком смысле этого слова. Даже не обучаясь ни дня в музыкальной школе можно вот так это все вести. Тем более во многих дешевых частных садиках нет фортепиано или синтезатора, музыка воспроизводится с флешки, вставленной в магнитолу. А музыку всю эту, то есть детские песни, вот Железновых тех же модных, легко скачать в сети.
И недоверие к профессионализму дошкольного педагога в таком случае выглядит вполне себе оправданным. Потому что действительно очень низкие требования к профессионализму тому. Потому что не только музыканты, но и воспитатели, работающие на группах с детьми, зачастую безграмотны, речь их бедна и казенна, кричать на детей считается нормальным, а дрессировка даже не скрывается. Они так сами некоторые и говорят "мы их дрессируем"

Вот так.

Ну да, вот перечитала, да, и во внутренней мизогинии меня и впрямь впору упрекнуть.
Ну вот выходит такая неприятная связка.
Девочек в десятки раз чаще, чем мальчиков, стремятся обучить музыке и вообще искусствам. И даже если мальчиков обучают, мотивы этого обучения различны. Мальчиков ведут в музыкалку, если в них действительно подозревают талант (и часто он есть) и если в конкретной семье вообще принято обучать музыке, что большая редкость. Мотивы обучения девочек иные, тут у нас полное средневековье в головах. И случается интересное: жгс, покладистость, усидчивость, исполнительность и прочая обязательность, идеально, как пазл, совпадает с требованиями системы музыкального образования. А еще жгс требует в последствие приобретения "женской" профессии. Ну вот учительницей, с детишками возиться.
А мальчики, в свою очередь, редко идут преподавать, особенно малышам. Разве что действительно очень способные к этому, которых по пальцам одной руки.
И опять же мальчиков "со скрипом" на такую работу возьмут. Нет, не из-за педоистерии (с которой, кстати, тоже,- вот нет дыма без огня). А потому что мгс, в свою очередь. Потому что мальчиков не учат малышам сопли и попы подтирать, потому что подозревают в них отсутствие терпения и эмпатии. И часто не зря подозревают.
Ну и опять же, типично "женские" профессии у нас низкооплачиваемые. Что не добавляет желания выбрать их людям способным. Это уж и девочек касается тоже. А в низкооплачиваемой профессии, чтобы что-то заработать, приходится сильно увеличивать нагрузку. Таким образом время на саморазвитие, в том числе, и профессиональное, резко улетучивается. А еще женщины, особенно социализованные как "женщины" к определенному возрасту оказываются семейными и детными, что еще больше увеличивает их нагрузку.
Вот и получается, что низкий профессионализм педагогов-дошкольников вполне себе случается.
Такая вот комплексная проблема.

Совершенно не важно было на утреннике, чему я научила детей. Главное - красивые фотографии в нарядной одежде с фотогеничной Снегурочкой.
Совершенно не важно было на утреннике, чему я научила детей. Главное - красивые фотографии в нарядной одежде с фотогеничной Снегурочкой.