Такое понятие как мнительность в психологии имеет довольно широкое определение, и в каждом из нас, возможно, живёт часть мнительного человека. Мнительность - это когда мы во всём видим угрозу, опасность для себя, когда нам кажется, что окружающие желают нам непременно чего-то дурного.
Мне нравится, когда #мнительность определяют как смесь обиды и тревоги. #Обида очень интересное #чувство само по себе, и за ним кроется раненый #Я-ребёнок , регрессия в детство , когда мы не могли проявить здоровую агрессию в сторону значимых других в ответ на неудовлетворение наших естественных потребностей и делали неосознаваемый выбор в пользу сладостного страдания - обиды, затаиться и обижаться. Разумеется, если родителями/взрослыми это встречалось неэкологично, а то и неадекватно, то обида могла врасти в нас, и впоследствии стать искажённым способом коммуникации с людьми.
Обида - это боль и #агрессия , #тревога - совершенно особый внутренний дискомфорт, #беспокойство из-за неизвестности будущего. Эти два чувства связаны с детской фрустрацией по причине того, что родители не отражали сложные младенческие переживания, на этой благодатной почве и взращивается мнительность.
Конечно, я не говорю о тревожных расстройствах, часть из которых, к тому же, имеет серотонинергическую, нейрохимическую природу, обусловленную, в том числе, и генетическими факторами. Не говорю и о мнительности как проявлении некоторых диагнозов из области психиатрии. Я рассматриваю невротическую избыточную тревогу, при которой мы не способны чувствовать #радость от взаимодействия с окружающим миром. При которой мы можем злиться, обижаться, раздражаться, тут же бояться, быть подозрительным к людям и испытывать волнение по любому поводу.
С подобными неприятными переживаниями помогает справиться психотерапия, в которой мы непременно идём вглубь, регрессируем туда, где:
1. Родители к вам строги, невнимательны, отвергающие, порицающие;
2. Вас наказывают за проступки, но никогда не хвалят;
3. Обвиняют вас в том, что “маме плохо”;
4. Заостряют внимание на ваших “недостатках”, неудачах, прочат провалы в жизни,
регрессируем и проживаем это, исходя из нашей актуальной возможности дать отпор, адекватный ответ, не замыкаться, не уходить в обиду, не подавлять возможную злость, вместо этого отреагировать, завершив травматичный опыт, после чего необходимость в обидчивости, мнительности, тревожности отпадёт сама собой, если вкратце.