Одна из запоминающихся сцен в романе А. Дюма «Три мушкетера» - обед Портоса у прокурора, господина Кокнара. Портос любит вкусно и много поесть и выпить.
С удовольствием мушкетер принимает предложение своей знакомой госпожи Кокнар пообедать в ее доме.
Но мушкетер в результате этого «пира»
«пришел домой голодный и в прескверном расположении духа».
А ведь на стол были поданы: суп, два вторых блюда и десерт, а также вино.
Почему же Портос остался голоден?
Прокурор - зажиточный человек, буржуа Франции начала семнадцатого века. Это можно судить, по тому что у прокурора три с половиной писца (три взрослых мужчины и один подросток двенадцати лет), а самое главное - сундук с деньгами, в который так хочет заглянуть Портос.
Портос пришел к госпоже Кокнар, чтобы вкусно и сытно пообедать, и получить деньги на экипировку. По такому случаю хозяйка дома с поваром приготовила просто «шикарный» обед. Запах, приготовленных блюд вызывал аппетит у голодного Портоса, писцов и самого господина Кокнара.
Но какого же было разочарование мушкетера, когда вместо полноценного супа подали обезжиренный бульон с гренками. Правда, бульона было много.
После бульона предложена была вареная курица. На сколько я понимаю, это была старая – престарая курица, которую вынули из бульона. Курица произвела неизгладимый восторг на всех присутствующих, что глаза «чуть не вылезли на лоб», за исключением Портоса.
«Бедная курица была худа и покрыта той толстой и щетинистой кожей, которую несмотря на все усилия, не могут пробить никакие кости; должно быть, ее долго искали, пока наконец не нашли на насесте, где она спряталась, чтобы спокойно умереть от старости».
Но даже такой курицы не удалось поесть досыта Портосу. Две черные ножки от курицы достались главе дома – мэтру Кокнару, шейку с головой хозяйка взяла себе, Портосу досталось крылышко (похоже одно), писцам ничего не досталось. А остальная курица исчезла со стола.
Здесь можно провести параллель с известным выражением французского короля Генриха IV, что у крестьянина каждое воскресенье на обед должна быть курица.
Когда унесли практически целую тушку курицы на кухню, на столе появилось огромное блюдо бобов,
«на котором виднелось несколько бараньих костей, на первый взгляд казавшихся покрытыми мясом».
Но и бобов не удалось попробовать голодному Портосу. Хозяйка разделила бобы между писцами, а баранью кость, на которой было немного мяса, отдала своему супругу.
Блюда из бобов часто встречаются в западноевропейской литературе. В нашей, русской кухне, блюда из фасоли не получили широкого распространения. Но блюда из бобовых всегда сытные, а если еще и с мясом, то вдвойне.
Не обошлось на обеде и без вина:
«Дошла очередь и до вина. Мэтр Кокнар налил из очень маленькой фаянсовой бутылки по трети стакана каждому из молодых людей, почти такое же количество налил себе и бутылка тотчас же перешла на сторону Портоса и госпожи Кокнар».
Вино пили, разбавляли его водой до тех пор, пока оно не потеряло рубиновый цвет.
Данное вино названо по месту произрастания виноградников в Монтрейле - место в двух шагах от Парижа. И в начале семнадцатого века вина этого региона не имели никакую ценность. Скорее всего, А. Дюма описывает это вино, чтобы показать скупость господина Кокнара.
Но это еще не все испытания для желудка Портоса.
Закончился обед десертом, который состоял из куска сыра, варенья из айвы и миндального пирога с медом. Но даже эта еда оказалась практически несъедобной.
«Он съел ложечку варенья и завяз зубами в клейком тесте г – жи Кокнар».
Похоже и сама госпожа Кокнар не была слишком искусным поваром, и поэтому все блюда были невкусными.
Рассчитывая на шикарный пир у своей знакомой, госпожи прокурорши, Портос ушел голодным.
Спасибо за внимание. До следующей встречи.