Я готова изложить свои некоторые аргументы против музыкальных школ. И заодно обосновать, почему наш анскулинг касается и музыкального образования тоже.
1. Серьезное, убийственно серьезное отношение к изучаемому материалу. И к самому делу, то есть, к творчеству. Ибо суть творения - всегда игра. Хороший художник - всегда хулиган. И вообще "Римский-Корсаков совсем с ума сошел".
Вот эта вот невозможность для выпускников наших ДМШ сесть запросто к инструменту и импровизировать - это следствие серьезности обучения. Подавления авторитетом.
2. И при всем этом - на авторитете учителя часто держится передача традиции. И это НЕ только в европейском искусстве. Но это авторитет именно учителя, а не системы. В ДМШ учитель почти случаен. Он обучает ИСПОЛНЕНИЮ потому, что сам только исполнитель. Он не принимает решений, не имеет собственной школы.
При этом система обучения разделяет теоретические знания, обучение восприятию и практическое применение. Как и вообще в системе образования.
3. Авторитет обучающего в ДМШ держится на иерархии. Причем по некоторой иронии обучающий отнюдь не принадлежит к самой музыкантской элите. Если обучающий работает в общеобразовательной школе или, тем паче, в детском саду, нужно понимать, что музыкантские круги от него очень далеки и от него самого почти всегда закрыты. То есть твоя учительница по фортепиано, которой ты боишься и которая на тебя кричит и ругает, - неудачница, педагогический брак, даже не "второй сорт", а "третий" (если не ниже). И весь ее апломб и амбиции, вся ее мещанская гордость за "интеллигентную" профессию - лишь жалкий способ самоутверждения перед тобой, маленьким ребенком. Потому что ниже ее в этой иерархии только ты.
Музыка (а впрочем, и литература, и не только) предстает как закрытый клуб, почти масонская ложа, куда входят только посвященные.
4. Нельзя научить тому, что сам в принципе не умеешь и не любишь. Если ты с детьми в школе читаешь Достоевского, а на досуге для удовольствия листаешь Донцову, как это было с учительницей литературы моего среднего сына, и вообще не понимаешь аллитераций, не видишь ритма в прозе и пр, то все, что ты правильного и хорошего говоришь ученикам, они не слышат. С музыкой, кстати, так же. И со всем остальным. Вообще это что-то из разряда профнепригодности.
5. Опять возвращаясь к теме иерархии, исполнительства и авторитета.
На самом же деле все не так просто. Невозможно реформировать (хотя бы и частично) один из самых влиятельных социальных институтов, а именно таким является система образования, вне общего культурного контекста. То есть игнорируя этот самый культурный контекст. А он есть.
Культура в целом текст - и чем дальше, тем больше текст прецедентный. То есть вообще можно бы представить себе культуру как систему прецедентных текстов.
И вот этот диктат текста в конечном счете и захлестнул наше музыкальное образование. Можно выбираться из этого диктата от текста отказавшись. А можно идти и по другому пути. Тому самому, который мы наблюдаем в истории различного богословия и философской мысли вообще. То есть развивая и усложняя искусство интерпретации.
И отдельный вопрос - можно ли эти два пути совмещать. Есть примеры удачные.
6. Как только переступаешь порог музыкалки и перестаешь позиционировать себя как музыканта - вот этого самого участника "закрытого клуба посвященных" - ты оказываешься в среде даже не любителей и даже не просвещенных слушателей. Вокруг тебя все те, кого музыкальное образование хотя бы на уровне общей школы уже успело навсегда отпугнуть. И вот тут-то начинается самое интересное. Твое право на "я художник, я так вижу" немедленно испаряется. Оказывается, что каждый считает себя вправе - нет, не творить самому (это право у них отняли раньше),- а быть самым жестким критиком и потребителем. Сделайте нам красиво в рамках нашего разумения. Совместное творчество, диалог со слушателем? Не слышали. Музицируя прилюдно, ты обслуживаешь. И в праве на ошибку тебе отказано.
Не только узко музыкантская среда воспринимает профессионализм как дистанцию с окружающими. Но и все те, кто никогда не войдет в эту среду. И когда ты ничего не позиционируешь, в твой профессионализм никто не верит.
Отдельно о тех музыкантах, которые играют не академическую музыку. Рокерах, джазистах и прочих. Как-то принято у них не верить, что любая музыка подчиняется общим законам. Принято не доверять академическому знанию. Впрочем, это вообще принято не доверять академическому. Медицине, науке. Вот и искусству тоже. И эта дивная любовь к "сбрасыванию с корабля истории". Ну давайте сбросим два с половиной столетия ради тысячелетий, которые мы можем только представлять умозрительно. Мечтать о несбывшемся развитии. Откажемся от уже существующего наследия.
7. Прежде чем критиковать и тем паче уже реформировать уже существующую систему музыкального образования, неплохо бы отдавать себе отчет в том, что послужило причиной всего того, что нам не нравится в ней. Вот эта пропасть между бесконечно авторитетным автором-композитором, отделенном от нас временем, и тысячами исполнителей-инструменталистов. Между вознесенным на сцену виртуозом и слегка посвященным слушателем. И наконец, немногими причастными к искусству профессионалами и миллионами даже не любителей, а только лишь потребителей того, что делают другие. Как многие диалоги стали превращаться в монологи и просто товар. Или не товар даже, а в маркер культурности, причастности, принадлежности.
Опять же повторяюсь, нельзя выпасть из контекста. Стратификация общества, развитие потребления, логично сопутствующее капитализму, урбанизация, победа жесткой специализации в любой деятельности, падение общего культурного уровня. Все, что нас так раздражает. Но при этом развитие книгопечатания, книготорговли, развитие технологий, повышение общей грамотности, совершенствование возможностей фиксации музыкального произведения, появление крупных и сложных музыкальных форм, таких, как опера и симфония (и многих других), требующих отдельных навыков написания, осознание ценности творчества и самоценности, ценности любой человеческой личности, массовость общего образования (вместо элитарности) и многое другое.
И приходится искать другие пути передачи.
Мы для ребенка выбрали семейное музыкальное образование. Где есть место частным урокам, музицирующим родителям, песням под гитару у костра, много движения, самые причудливые музыкальные вкусы всех членов семьи и много-много-много разговоров.