Найти тему

Паровозы-труженики

Мы уже однажды рассказывали о том - что же такое « #ретро » на железных дорогах. Но в тот раз речь пошла о том, что было недавно, хотя на самом деле так давно - о зелёных электричках с круглой кабиной, о тепловозах уже выведенных из эксплуатации.

А сегодня попробуем заглянуть в историю несколько глубже. Ещё совсем недавно основной тяговой единицей на железных дорогах были паровозы. Мы даже писали, что их расписанию позавидуют новомодные электропоезда. Огромные машины приводимые в движение энергией пара днём и ночью перевозили пассажирские и товарные поезда в разных уголках страны. В благодарность за их службу многие паровозы были не разрезаны в металлолом, а установлены в качестве памятников на разных станциях, многих направлений. Причём даже построенных в современную эпоху, например на станции Нижний Бестях в Якутске, до которой железнодорожная колея добралась всего-то лет 10 назад.

1. Паровоз-памятник Л-1252 на ст. Нижний Бестях, Якутия
Автор: Огнев О. В. | Фото сделано 27.VII.2019, источник Паровоз ИС
1. Паровоз-памятник Л-1252 на ст. Нижний Бестях, Якутия Автор: Огнев О. В. | Фото сделано 27.VII.2019, источник Паровоз ИС

Ну, типа, во многих местах уже стоят, а Якутск чем хуже? Кстати, на территории Ханты-Мансийского округа, где паровозы тоже никогда не работали, их понаставили уже целую кучу. А если серьёзно, то просто как символ связи поколений. Ведь многие в тех местах не просто паровоз - железную дорогу недавно увидели.

А сколько таких паровозов-памятников установлено на станциях Петербурго-Московской железной дороги? Раз уж паровозы-памятники есть везде, то уже и на Николаевской железной дороге им должно быть уготовано место если не на каждой станции, то как минимум, хотя бы через одну!

Но это совсем не так. Увы, чтобы пересчитать паровозы-памятники на Главном ходу хватит с лихвой пальцев одной руки даже у токаря-фрезеровщика со стажем. Давайте проедем весь путь с севера на юг и посмотрим, где же их можно увидеть.

2. Паровоз-памятник Су252-95, депо Санкт-Петербург-Пассажирский-Московский (ТЧЭ-8)
2. Паровоз-памятник Су252-95, депо Санкт-Петербург-Пассажирский-Московский (ТЧЭ-8)

Паровоз Су 252-95, установлен в качестве памятника в депо Санкт-Петербург-Пассажирский-Московский в 1992 году. В сентябре 2018 г. отремонтирован в ООО "ЖД-Ретросервис" (депо СПб-Сортировочный-Московский). Сам паровоз был построен заводом «Красное Сормово» в 1950 году, заводской номер 3699.

3. Памятная табличка паровозу-памятнику Су в депо ТЧЭ-8
3. Памятная табличка паровозу-памятнику Су в депо ТЧЭ-8

Су (от рус. Сормовский Усиленный; прозвища — «cушка», «cоветский Прери»; модификация Сум имела прозвище «cумка») — советский пассажирский паровоз типа 1-3-1, выпускавшийся с 1924 по 1951 гг. Был создан на базе лучшего курьерского паровоза Российской империи — С (если точнее, то на базе Св) и стал первым паровозом разработанным в Советском Союзе. Несмотря на то, что обозначен лишь как разновидность, имеет так много конструктивных отличий от прототипа, что по праву может считаться новым типом паровоза. Также в отличие от прототипов, паровоз Су являлся универсальным пассажирским паровозом, который мог водить с умеренной скоростью различные пассажирские поезда, в том числе и тяжёлые, многовагонные. Самый массовый советский пассажирский паровоз, который эксплуатировался на подавляющем большинстве железных дорог страны вплоть до конца 1960-х.

Другой паровоз, точнее даже не паровоз, а его макет, установлен на 150 километров южнее. На станции Малая Вишера. Тоже в депо, но уже не действующем. Неизвестным мастером достаточно точно выполнена миниатюрная копия паровоза серии Эр. О нём мы ещё расскажем подробнее, чуть ниже.

4. Модель паровоза Эр на въездной стеле в депо Малая Вишера
4. Модель паровоза Эр на въездной стеле в депо Малая Вишера

Едем дальше. Следующее место с паровозом-памятником находится на расстоянии ещё 150 километров южнее - в Бологое!

Причём в Бологое установлено сразу два паровоза-памятника. На привокзальной площади, установлен совсем недавно паровоз серии Л, «Лебедянка», прозванный так по фамилии конструктора Л.С. Лебедянского. Построен он был в 1955 году на Ворошиловградском (Луганском) тепловозостроительном заводе «ВЗОР» (Ворошиловградский завод имени Октябрьской революции). Но вообще, эта серия строилась на многих паровозостроительных заводах с 1945 по 1955 годы.

5. Паровоз-памятник Л-4245 (Настоящий номер паровоза Л-4019)
5. Паровоз-памятник Л-4245 (Настоящий номер паровоза Л-4019)

А прямо около островного здания вокзала в Бологое установлен ещё один паровоз, серии Эу 706-10.

6. Паровоз-памятник Эу 706-10 на станции Бологое-Московское
6. Паровоз-памятник Эу 706-10 на станции Бологое-Московское

Установлен в апреле 1985 (по другим данным в мае 1985), в память 40-ой годовщины окончания Великой Отечественной войны, как памятник железнодорожникам Бологовского железнодорожного узла, погибшим в годы Великой Отечественной войны.

7. Памятная табличка паровозу-памятнику Эу 706-10 на станции Бологое-Московское
7. Памятная табличка паровозу-памятнику Эу 706-10 на станции Бологое-Московское

В настоящее время является памятником истории регионального значения.

8. Паровоз-памятник Эу 706-10 на станции Бологое-Московское
8. Паровоз-памятник Эу 706-10 на станции Бологое-Московское

Как и его сосед, это паровоз собран из разномастной техники. Сам паровоз серии Эу, построен в 1930 году. А вот тендер от паровоза серии Щ-163 «Щука», дореволюционного 1905 года выпуска. Насколько мне известно, этот тендер единственное, что дошло до наших времён от серии Щ.

9. Здесь тендер видно немного получше. Тепловоз М62-1782 и паровоз-памятник Эу 706-10, станции Бологое-Московское
9. Здесь тендер видно немного получше. Тепловоз М62-1782 и паровоз-памятник Эу 706-10, станции Бологое-Московское

За заслуги в обеспечении Советской Армии и Военно-Морского флота в годы Великой Отечественной войны станция Бологое, единственная на территории #ссср , была удостоена ордена Отечественной войны I степени.
Во время войны в Бологое оставался единственный крупный железнодорожный узел между Москвой и Ленинградом, не захваченный фашистами. В условиях бесконечных авианалетов (в период с 1941 по 1944 годы на Бологое было сброшено более 6000 бомб весом от 250 до 500 кг; 1231 человек погиб на трудовом посту) железнодорожники обеспечивали бесперебойное движение грузов, техники и людей для Ленинградского, Волховского, Калининского и Северо-Западного фронтов.

10. Герб города Бологое и макет ордена Отечественной войны I степени в зале ожидания вокзала станции Бологое-Московское
10. Герб города Бологое и макет ордена Отечественной войны I степени в зале ожидания вокзала станции Бологое-Московское

Кстати, Бологое настолько железнодорожное место, что паровозы здесь можно увидеть не только в виде памятников, но и вполне живые. И даже прокатиться на одном из них как на обычном пригородном поезде, по обычному тарифу. Поездка лично мне очень понравилась, всем всячески рекомендую. #ретропоезд от станции #бологое каждую субботу отправляется на Осташков под паровой тягой. Мы уже рассказывали об этом!

11. Паровоз Л-3958 и электропоезд ЭВС1-09 «Сапсан» на станции Бологое-Московское
11. Паровоз Л-3958 и электропоезд ЭВС1-09 «Сапсан» на станции Бологое-Московское

Отсчитываем ещё 150 километров на юго-восток и попадаем в столицу Верхневолжья, город #тверь . Здесь в неприметном месте у вокзала установлен на постамент паровоз Эм 725-39.

12. Паровоз-памятник Эм 725-39 на станции Тверь
12. Паровоз-памятник Эм 725-39 на станции Тверь

Паровоз Эм725-39 построен Брянским заводом «Красный Профинтерн» в 1933 году. После постройки передан в депо Калинин, водил товарные поезда.

В годы Отечественной войны под обстрелом на паровозе Эм 725-39 две калининские поездные бригады, возглавляемых машинистами И. И. Громовым и И. А. Алексеевым, перевозили провизию, военную технику, раненных.

13. Паровоз-памятник Эм 725-39 на станции Тверь
13. Паровоз-памятник Эм 725-39 на станции Тверь

Согласно постановлению Законодательного Собрания Тверской области, паровоз Эм 725-39 отнесён к памятникам истории и культуры местного значения.

Примечательно, что паровоз Эм 725-39 находится в резерве на случай аварийной ситуации и выхода из строя основной системы отопления в близлежащем жилом районе.

Вот, собственно, и всё. 4 с небольшим паровоза на 650 километров пути. Негусто, прямо скажем. То ли места под них не нашлось, не то самих паровозов, которые в последнее время активно снимают с пьедесталов и восстанавливают.

Однако в связи с грядущей реконструкцией станции #крюково обсуждается в #РЖД . Во всяком случае, паровоз перед старым зданием вокзала присутствует в эскизах предпроектных предложений по реконструкции станции Крюково в рамках проекта #мцд .

14. Паровоз перед зданием вокзала станции Крюково. Фрагмент визуализации проектного решения по реконструкции станции в рамках проекта МЦД-3
14. Паровоз перед зданием вокзала станции Крюково. Фрагмент визуализации проектного решения по реконструкции станции в рамках проекта МЦД-3

Но пока нет ни точного проекта реконструкции, ни, тем более, не подобран подходящий на роль памятника паровоз. Пока он присутствует не более чем в эскизах, да на гербе района Крюково #зелао .

15. Герб района Крюково. Зеленоградский АО
15. Герб района Крюково. Зеленоградский АО

Традиция установки паровозов на постаменты вблизи вокзалов и на перронах станций существует и во многих других странах мира. Ну, а мне остаётся мечтать, что когда-нибудь паровоз или что-нибудь ещё будет установлен рядом с отремонтированным вокзалом станции #Клин .

Спасибо, что дочитали до конца. Если вам понравилась статья — порадуйте автора лайком или сделайте репост.

Не забудьте подписаться на канал «Октябрьская магистраль» !

Пишите комментарии, задавайте вопросы. Рад общению с вами!